«Я считаю, это замечательно – собраться здесь в архиве за большим столом всем вместе и поговорить о пермском небе. Наша задача – сохранить ваш ценный опыт на века», - начал встречу директор архива
Неганов Сергей Васильевич.
Правильно говорят, настоящие герои своей профессии не любят рассуждать на публику о своих достижениях и говорить о незаурядных ситуациях. Начало разговора «боевых» товарищей было натянутым и несколько напряженным. Небольшое, как будто присматривающееся друг к другу молчание, прервал
Быковский Владимир Петрович, посвятивший свою жизнь работе в аэропорте Бахаревка:
«В Бахаревку я попал сразу после летного училища. В 1974 году кадровое движение было очень активным. Я был одним из многих молодых активных пилотов. Самым ценным на тот момент было то, что мы застали ветеранов войны. Пообщаться с теми людьми, которые летали не только в чистом, но и в военном небе – было очень дорого и важно».С аэропортом местных авиалиний Бахаревка связаны пути многих пермских ветеранов авиации. Разговор продолжил
Горшенин Леонид Михайлович, который в свое время выполнял обязанности директора этого аэропорта:
«Бахаревку я застал в начале двухтысячных в плачевном состоянии. Все говорили, что обязан подать на банкротство. Но я до последнего бился с администрацией и ждал приказ о передаче всего имущества Большому Савино. На самом деле, очень жаль, что многие малые аэропорты исчезли и исчезают до сих пор».В том же аэропорту работал и
Касимов Валерий Камилевич, для которого завершение работы Бахаревки стало большой и неприятной потерей.
Красной линией разговора постоянно звучала тема, связанная с развалами и возрождением современной авиации.
Иванов Виктор Семенович рассказал о передаче полномочий после развала Бахаревки, о том, как им приходилось обеспечивать управление воздушным движением, не имея при этом связи.
А вот
Александр Леонидович Зубаков обратил внимание на то, как отличался уровень оснащения в советское и нынешнее время:
«Я проработал в аэропорту Савино 46 лет и 8 месяцев. Любопытно наблюдать две абсолютно разные для авиации эпохи. Раньше не было таких капитальных зданий. Пассажиры проходили регистрацию в маленьких комнатках, на самолет все шли пешком, никаких рамок и других средств безопасности не стояло».Говоря о различиях начального этапа развития авиации и того уровня, на который она вышла сейчас, ветераны упомянули интересный самолет Ан-2. Многие когда-то называли его «ходячий дефект». Несмотря на такое негативно оценивающее прозвище, именно этот летательный аппарат смог однажды взлететь с березовым поленом в крыле.
Но для того, чтобы пилоты умели вкручивать березовые поленья. Их нужно сначала этому научить. О том, как учили в планерных школах рассказал
Хорошев Леонид Дмитриевич, который был начальником Пермского авиаклуба:
«В советское время в Орджоникидзевском районе ребята создали юношескую планерную школу. Инициатором был мой друг Бабушкин Александр. Мы вместе закупили 12 планеров, учились, учили, летали… Поработали настолько хорошо, что в 1991 году на 9-ом и последнем первенстве СССР по юношескому планерному спорту команда Пермского края заняла первое место. Мы стали абсолютными чемпионами, а спустя пару лет вся наша деятельность сошла на «нет». Финансирование закончилось, время такое было. А сейчас возродить бы неплохо…»А возрождать хотят и будут. На встрече присутствовал потомственный авиатор и директор авиакомпании «Геликс» Балдин Вадим Борисович, который хочет создать юношеские планерные школы. Именно он является инициатором этой встречи. Мероприятие было организовано в рамках проекта «Небо Пармы» на средства губернаторского гранта.Благо, в авиации до сих пор есть люди, в чьих руках есть не только опыт пилотирования, но и наработаны методы обучения молодых летчиков.
Баяндин Владимир Викторович рассказал об опыте работы с курсантами:
«Всегда нужно уметь находить подход лично к каждому. Человеческий фактор никто не отменял и даже в небе он имеет место быть. Радостно видеть, как из молодых перспективных ребят вырастают специалисты высшего уровня».Летчики говорят: «У хорошего пилота не бывает плохого самолета». С особым трепетом и гордостью в такой манере
Чухустов Дмитрий Павлович рассказал про самолет Ту-204:
«Иностранные экипажи, представляющие себе «плохую русскую авиацию», всегда меняли свое мнение, когда знакомились с Ту-204. Они ничем не уступают боингам и аирбасам. Любопытно всегда было наблюдать их реакцию, когда те заходили в кабину: возгласы, слова, переменчивость взгляда».Если плохого самолета у хорошего летчика быть никак не может, то вот здоровье профессиональных авиаторов, к сожалению, может подводить. Напомнив коллегам имя «самого большого врача всех авиаторов»,
Текоев Вячеслав Васильевич рассказал о том, как приходилось искать способы остаться в авиации, несмотря на особенности здоровья. Помимо этого, интересным было его предположение о том, насколько возможно сделать из Большого Савино транзитный аэропорт.
Как выяснилось в ходе встречи, по статистике на 12 мужчин-летчиков всего одна женщина, но женщина со стальным авиационным характером.
Смагина Галина Олеговна, начавшая свой монолог с тоскливой фразы «одни страдания у нас пермская авиация», закончила его, пожалуй, самыми важными словами:
«Авиация не терпит слабости. В этой сфере никто не распахнет перед вами широкие двери и не скажет: «Мы вас ждем!», особенно девочкам. Но самое главное – нужно всегда вставать в позицию борца. Писать, просить, ездить. Мне много раз говорили: «Женщин в авиацию не берем», но ведь пробились же. Если захочешь – путь всегда найдешь. Нужен характер. Нужно желание».Конечно, несмотря на технический прогресс и усовершенствование комплектации самолетов, существует глобальная проблема. Ветераны вспоминали, как трехмиллионный край остался без авиации, когда закрылся крупнейший авиаотряд, авиаклубов почти нет, а ребята, желающие летать и строить самолеты – есть. Все пришли к выводу, что нужна особая дисциплинированность и организованность, чтобы превратить «негласную», так называемую, «партизанскую» авиацию, в полноценную молодежную деятельность.
Историю вершат сами люди. Многие по-настоящему ценные воспоминания, события и факты становятся известными благодаря таким душевным и непринужденным разговорам в кругу близких коллег и единомышленников. Для каждого из тех мужчин и женщин, собравшихся за одним столом, авиация – это не просто сфера работы, это образ жизни, состояние души и смысл существования. Наблюдая людей, за чьими спинами хранится кладезь опыта и знаний, невольно убеждаешься в том, как же все-таки здорово быть частью великого, не только для российской авиации, но и в целом, города Пермь.
Анастасия Леонтьева