ПО ИНСТРУКЦИИ
Валерий Касимов
Главный инженер инженерно-авиационной службы (ИАС) АО «Авиакомпания «Геликс»

«Повезло, что попал в авиацию!»

Немногословен и собран, чётко знает свои служебные обязанности и говорит о них свободно и непринуждённо. Именно такое первое впечатление производит главный инженер инженерно-авиационной службы (ИАС) АО «Авиакомпания «Геликс» Валерий Камилевич Касимов. Кажется, что и в повседневной жизни он действует так же, как в работе – строго по инструкции. А иначе никак. Ведь, когда дело касается чьей-то безопасности, надо проявлять только самые лучшие качества своего характера.



— Валерий Камилевич, расскажите, когда и где Вы родились?
Я родился в 1957 году в городе Якутске.


— А как оказались в Перми?
Как и все советские студенты-выпускники – по «старому, доброму» распределению. Но в Пермь попал намеренно – здесь родина моего отца, и в детстве я часто бывал здесь вместе с родителями. Уже тогда мне нравился этот город. И до сих пор нравится. Живу здесь уже сорок три года, не считая двух лет службы в армии.


— Как попали в авиацию? Тоже грезили небом как все советские мальчишки?
Во времена моей юности, наверно, каждый второй мечтал стать космонавтом или лётчиком. Но я покорением неба не грезил и попал в авиацию, в общем-то, случайно. Я узнал о возможности сдачи вступительных экзаменов по месту жительства, никуда не выезжая, подал документы, сдал экзамены и поступил в РКИИ ГА. Учился там пять с половиной лет.

— Вам очень повезло. Не каждому посчастливилось осуществить эту высокую мечту. Где вы учились, что это за РКИИ ГА?
Да, согласен. Поступить и учиться в Риге в советские годы было здорово! РКИИ ГА – Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола, известнейшее в те годы высшее учебное заведение, готовившее кадры для ГА. С развалом Союза ССР ВУЗ прекратил существование.


— Какую специальность Вы получили?
Инженер-механик по технической эксплуатации самолётов.


— Значит, Ваша семья не была связана с авиацией?
Нет. Отец трудился геологом, а мама врачом.


— Куда устроились на работу?
Начинал работу в авиации в 1980 году после института в должности инженера смены авиационно-технической базы (АТБ) по оперативному техническому обслуживанию самолётов Ан-2 во Втором Пермском объединённом авиаотряде на аэродроме местных авиалиний Бахаревка. Отработав три с половиной года, был призван в армию, отслужил как положено два года и вернулся на Бахаревку, уже инженером в отдел технического контроля АТБ, переучился на вертолеты Ми-2 и Ми-8. Через пять был назначен на должность начальника ОТК и проработал на ней до ликвидации предприятия в 2003 году, когда с остатком коллектива был переведен во ФГУП «Пермские авиалинии». Там руководил участком оперативного и периодического технического обслуживания вертолетов Ми-2 и Ми-8 АТБ. С потерей «Пермскими авиалиниями» сертификата эксплуатанта пришлось искать другую работу. Спасибо тогдашним руководителям Авиакомпании «Геликс», директору Глазырину А.А. и начальнику ИАС Петрову С.И., которые взяли на работу в ИАС сначала на должность старшего инженера участка технического обслуживания и текущего ремонта, затем в 2009 году перевели на должность главного инженера ИАС, на которой продолжаю работать и в настоящий момент даже после оформления пенсии в 2017 году.



— Расскажите, чем занимается это предприятие?
— «Авиакомпания «Геликс» существует уже более тридцати двух лет. Изначально авиакомпания занималась только работами на вертолетах Ми-2 и Ми-8 по территории Пермской области: полётами по санитарным заданиям, облётом нефте- и газопроводов, услугами по поисково-спасательному обеспечению полётов, экскурсионными и туристическими полётами. Постепенно география работ расширялась – вертолеты авиакомпании работали в Тюменской, Томской областях по перевозке вахтовых рабочих предприятий топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, в том числе возили вахты из Нового Уренгоя в п. Сабетта на полуострове Ямал, выполняли полёты по магнитной съёмке в Кемеровской области. С приходом новых собственников добавилась работа по перевозке грузов на самолётах Ил-76ТД. Наши самолёты помимо полетов по России побывали в Казахстане, Туркменистане, Киргизии, Сирии, ОАЭ, Армении, Турции, Индии, Уганде, Южном Судане, Алжире, Малайзии.

— Какие задачи в работе Вам интереснее всего решать?
Считаю, что любая работа интересная. Когда начинал работать в смене и работал в ОТК, необходимо было поддерживать летную годность самолёто-вертолетного парка. У Бахаревки был плотный полётный график вплоть до начала – середины 90-х годов. На Ан-2 по области возили пассажиров, доставляли грузы, почту. Практически каждый населённый пункт имел маленькие «воздушные ворота» со своим лётным полем, кассой и начальником. Сейчас сложно такое представить. Но постепенно спрос на самолетные перевозки по Пермской области пропал: люди перестали покупать билеты, молодёжь с сельской местности уезжала в город. Полеты на Ан-2 прекратились. Также постепенно по объективным причинам перестали летать по области и вертолёты – работы по разведке нефтяных месторождений на территории области были прекращены, работавшие буровые установки законсервированы. Золото и алмазодобывающие предприятия перестали заказывать вертолеты.
А вообще на всех должностях, на которых работал, приходилось решать свои задачи и проблемы.


— А какие были сложности в работе?
Вообще, сами по себе самолёты и вертолёты – техника сложная. Поэтому важно понимать, что их осмотр, обслуживание и подготовка к полёту всегда должны быть выполнены на совесть. Иначе в чрезвычайной ситуации даже самого высокого профессионализма и мастерства экипажа может быть недостаточно для успешного завершения полёта.

— Внештатные ситуации часто случались?
По долгу службы приходилось участвовать в расследованиях всевозможных авиационных событий – вертолёты производили вынужденные посадки из-за отказов двигателей и других серьезных дефектов, бывало случались и авиакатастрофы. Определить причину неисправности материальной части непросто, а когда удаётся её устранить – получаешь огромное удовольствие. За годы работы в авиации всякое бывало.



— Какое наиболее яркое событие в карьере можете вспомнить?
Свою первую командировку в город Львов в 1981 году. Начальник службы доверил тогда мне принимать новенький Ан-2. Производство этого типа самолёта, как и вертолета Ми-2, в советские годы было отдано в Польшу в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Из Польши новые воздушные суда перегонялись во Львов, а оттуда советскими экипажами – к месту приписки. Вот на таком новом самолёте после оформления мною акта приёма-передачи от поляков мне довелось долететь с нашим экипажем из Львова в Пермь.

— Сложно ли было совмещать карьеру с личной жизнью?
Помните слова из старой песни о том, что первым делом самолёты? Нет, семья никогда не была для меня на втором месте. Но полёты выполняются и в праздничные, и в выходные дни. А ещё в 90-е годы приходилось по вечерам и отпускам работать на шабашках, время такое непростое было. На семью, увы, мало времени оставалось конечно. Получилось, что лучшие годы отданы профессии. Но всё же мне повезло, что я попал в авиацию, потому что встретил массу хороших людей на жизненном пути.


— Как вы считаете, авиация привлекает современную молодёжь?
Хочется верить, что авиационная отрасль возродится. Правильно, что зарождаются молодёжные движения авиационной направленности. Директор авиакомпании «Геликс», кстати, прилагает немало усилий для появления интереса у молодёжи к авиации. Очень хочется, чтобы как можно больше молодых людей «зажглись» любовью к небу и авиационной технике. Радует, что в нашей авиакомпании из молодежи выросло современное, грамотное, ответственное, думающее поколение, понимающее, что от них очень много зависит в нынешней обстановке.

— Что посоветуете тем, кто решит связать свою судьбу с авиацией?
Самое главное – это испытывать интерес к своему делу. Быть готовым к тому, что в авиации вся жизнь проходит в учёбе. И конечно, хочется посоветовать помнить об ответственности и безопасности: никогда не нарушать установленные авиационные законы и правила. Вот мой главный совет.


— Какие у Вас планы на будущее?
Работать на пользу предприятия как можно дольше!

Анджела Гафурова