ПУТЬ ЗАНОВО
Вячеслав Текоев
Инженер-механик по эксплуатации самолётов и двигателей

«Авиация - это такое хорошее "болото", в которое затягивает просто с ушами!»

Мы встретились с Вячеславом Васильевичем в уютной кофейне в центре Перми. Передо мной стоял ухоженный пожилой мужчина, в выглаженных брюках и рубашке, в очках, с благородной сединой, уверенной походкой, чёткой речью и прямой осанкой. Однако он не создавал впечатления строгого и излишне серьёзного человека. Отнюдь, мой будущий собеседник оказался открытым и добродушным, много улыбался и местами даже пошучивал.


Удобно расположились за столиком у окошка и начали беседу. Мне было интересно узнать о детстве героя, как начинался его великий и непростой путь.

«Я родился в 1948 году, вырос на реке Чусовой. Босоногое было детство: бегал без штанов по лужам, играл в тряпичный мячик. Мечтал стать моряком! Родители у меня умерли очень рано, я остался один в 15-16 лет. Учился в Полазне в школе-интернате и жил за государственный счет. Моряком стать не получилось, решил удариться в другую сферу – в лётчики. А потом я просто влюбился в эту авиацию! Вот уже 46 лет и 8 месяцев в ней отслужил.
Больше всего за годы обучения мне запомнилась Рига. Я поступил в Рижское авиационное училище спецслужб, дисциплина была военная. Мы с утра до вечера маршировали, после поверки строем шли на занятие – и с песней! И я три года пел «Красную гвоздику», потом в печёнках сидела! (смеётся) Играл в команде КВН от нашего училища.

После было распределение. Так я и оказался в Пермском объединённом авиаотряде, куда в 1968 поступил на должность радиотехника в Савино; заведовал лабораторией по ремонту радиоаппаратуры. Здесь я встретился с первыми страхами. Всё оборудование, которое мы изучали в училище, оказалось устаревшим. Когда же пришли на производство, мы оказались в полном недоумении, обалдели. Всё новое! Всё пришлось учить по-новому!»

О времени, проведённом в училище, Вячеслав Васильевич вспоминал с особым теплом и нежной улыбкой.

–Когда вступили в должность, Ваши ожидания от профессии совпали с реальностью?
Когда только пришел в Савино не совпали. Мы, конечно, все мечтали, что будем очень крутыми и обеспеченными. Но жизнь оказалась немного прозаичнее. Свою первую зарплату я получил за то, что в районе деревни Ванюки в выходной день копал по уши в грязи промозглую канаву – ремонтировали связной кабель. Получил тогда премию в 10 рублей. В первое время были сомнения в выборе, даже пытался уйти работать в милицию. Даже мысли не было, что когда-нибудь я стану гендиректором.

– Расскажите, как попали в Бахаревку, как проходил Ваш первый полёт?
В 1972 меня послали в «ссылку» в аэропорт «Соликамск». Так я оказался на Бахаревке, где работал инженером Местных воздушных линий. Ремонтировал и поддерживал в рабочем состоянии радиоаппаратуру на десятках аэропортов. Учили меня летать на самолете Ан-2. Спрашивают: «Чё, лётчиком хотел быть? Ну, давай, попробуй!». Первый раз было страшно. Когда мы летели без пассажиров, лётчик посадил меня на правое кресло второго пилота и решил показать высший пилотаж. А я не пристёгнут был, заорал там: «Хва-а-ати-и-ит!». Впечатлений хватило до сих пор! (смеётся)

В 90-е годы на Бахаревке начался кризисный период. Стали активно строиться дороги, топливо страшно подорожало. Малая авиация стала никому не нужна, и я ушёл в бизнес, пока не позвали обратно в Савино. Поручили организацию международных рейсов: заключал договоры на обслуживание самолётов в разных городах нашего «шарика».

Затем пришли импортные самолёты. Наша гражданская авиация вся сдулась. Мы в Савино вынуждены были принять решение: или закрыть лётную часть, или обанкротить предприятие. Решили покончить с первой, самой убыточной, удариться в развитие аэропорта. Но что было делать со 135 лётчиками, потерявшими работу? Тогда я и кинулся по всей стране куда-то их пристраивать. Это было с 2005 по 2008 годы. Мне навстречу пошёл владелец компании S7 Airlines Филёв Владислав Феликсович. Решил взять всех лётчиков, выдал кредиты для переучивания на импортную технику.

– Через какие личные внутренние переживания Вы прошли? Как дались эти радикальные решения?
Как вам сказать, тяжело и с грустью начал Вячеслав Васильевич. Сколько-то лет жизни потерял, я думаю. Бессонные ночи, и вообще ответственность такая – не столько перед государством, сколько перед людьми. После я ушёл, два года проработал в «Геликсе», куда меня пригласил владелец авиакомпании Флегинский Александр Евгеньевич. Я занимал пост руководителя, отвечал за всё производство. Однако почувствовал, что это не моё, не тот масштаб. «Геликс» работал только с вертолётами Пермского края. Я же пошёл дальше, нашёл контракты на севере, в Москве, в Тюменской области и вроде как немножко приподнял предприятие. Затем я вернулся в Савино на должность первого зама. В 2012 поднялся до гендиректора.

– Многие люди боятся полётов из-за страшных новостей о несчастных случаях и разбившихся самолётах. Встречали такое?
Когда я работал в государственной комиссии по расследованию, участвовал в 7-8 катастрофах. Мы с председателем комиссии ходили и обследовали места происшествий. Это до сих пор в глазах. Нормальный человек не может пройти без переживаний, организм как-то концентрируется, защищается. Я два дня ощущал себя так, будто это происходит не со мной. Снимаем кроки (схему местности) через спутник, боремся с родственниками, работа идёт-идёт… и на третий день меня догнало. Такой стресс был. Без бутылки виски я бы не вышел из него, наверное. В большинстве современных случаев основными причинами катастроф считаю человеческий фактор и неисправность.


–Что бы Вы могли сказать тем людям, которые боятся летать?
Бояться не надо. Если суждено утонуть, то уже точно не сгоришь. У каждого судьба своя.


Мы отошли от тяжёлой темы и переключились на более лёгкие. Про хорошие воспоминания и достижения. Оказывается, Вячеславу Васильевичу была вручена грамота министра гражданской авиации. Также герой завоевал в 2008 году в Москве бронзовую медаль чемпионата России среди ветеранов волейбола, играл за Пермский край! Отучился заочно в Пермской сельскохозяйственной академии и Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге по специальности «управление авиационным производством».


– Вас радует Ваш выбор профессии и то, как сложилась Ваша жизнь сейчас?
Я доволен своей жизнью и счастлив, что работал в гражданской авиации, застал самый её расцвет. У меня дома на веранде чеканка: какой год, какой самолет. Всё заставлено. Я горжусь очень многими, с кем работал, подчинёнными в том числе. Фамилии не буду называть, чтобы не обидеть никого, но их много, поверьте. Сейчас живу на пенсии с женой, мы вместе уже 55 лет. Дочь живёт в Германии, сын работает здесь в «Редуктор-ПМ». Я горжусь своими детьми. Сам сейчас занимаюсь любимыми хобби: горы, рыбалка и охота. Со школьными друзьями встречаемся до сих пор в Полазне. Авиация – это такая зараза… Из неё сами не уходят. Из неё или выгоняют, или умираешь прямо там. Это такое хорошее «болото», в которое затягивает просто с ушами, там и остаёшься.

– Если бы перед Вами сейчас стояли Вы маленький, что бы себе сказали?
Я бы сказал: «Слава, повтори свой путь снова!»


Анна Юрина

Читайте также...
Аэропорт Большое Савино
Александр Егоров
И как без этого жить?
Аэропорт Большое Савино
Оксана Перминова
Провожать в полет
"Репродуктор-ПМ"
Марк Тененбойм
Мастер авиатехники
ДОСААФ
Сергей Кочин
Долго и счастливо