УВЛЕЧЕННЫЙ НЕБОМ
Владимир Константинович Вьюгов
Конструктор первой категории, руководитель планерной школы

«Я хотел поделиться с ребятами радостью полёта!»
Имя Владимира Константиновича Вьюгова знают в Лысьве не понаслышке. Конструктор первой категории, отличник народного просвещения РСФСР, лауреат муниципальной премии им. А. В. Зануцци, почётный гражданин города, десятки лет он воспитывал поколения юных авиаторов. Для местных девчонок и мальчишек Владимир Константинович открыл новые горизонты в буквальном смысле.

Родился в Лысьве, в 1937 году. Когда началась Великая Отечественная война, ему было всего четыре года. В 1943-мотец ушел на фронт, где он погиб через несколько месяцев. С 6-ти лет Володя был старшим мужчиной в доме, где жили с мамой, сестрой и младшим братом. Память о Великой Отечественной войне, Владимир Константинович сохранил до конца своих дней и в учебном классе Планерной школы организовал уголок посвященный героям: летчикам, танкистам, солдатам.

В 12 лет Володя Вьюгов впервые увидел пролетающий над головой самолет. Это был «По-2», которые базировались на аэродроме вблизи Лысьвы. Несколько дней Володя приходил на аэродром, познакомился с техником, который разрешил ему помогать - мыть самолет (готовить к полету) и даже иногда позволял посидеть в кабине пилота! Однажды пришел летчик, увидел шустрого и увлеченного пацана, который к тому времени уже знал названия и назначения приборов в кабине. Через несколько минут разговора летчик улыбнулся и взял Вовку в полет! Впервые в жизни он увидел землю с высоты: людей, улицы и даже свой дом! С того момента жизнь Володи Вьюгова перевернулась и представить себя без неба он уже не мог.

В 1955 г. 18-ти летний студент Лысьвенского техникума Владимир Вьюгов в подвале школы №11 организует планерный кружок. Лысьвенский металлургический завод помогает купить планер «Бро-9», на котором ребята выполняю полеты с горы Липовая, запуская планер с помощью резинового амортизатора.

После окончания техникума Володя уходит на службу на тихоокеанском флоте, где летает в экипаже фронтового бомбардировщика Ил-28 в должности стрелка-радиста.

По окончанию службы, Владимир Константинович возвращается в Лысьву, устраивается на работу конструктором на Лысьвенский Турбогенераторный завод, где он впоследствии проработал 20 лет, а потом переходит на Лысьвенский Металлургический завод, в котором трудился уже до заслуженного выхода на пенсию.

За годы военной службы на тихоокеанском флоте, созданный им планерный кружок практически распался, планер был сломан, поэтому сразу же по возвращении из армии Володя с головой окунулся в авиационную тему, постепенно начал восстанавливать то, что было разрушено в его отсутствие. Теперь это был кружок при школе № 13, здесь Владимир Вьюгов вместе со старшеклассниками ремонтировал и сломанный планер и даже начали строить новый, а в хорошую погоду вытаскивали свой летательный аппарат на улицу, тащили его на Липовую гору и с помощью резинового амортизатора запускали и смотрели, как он летит вдоль склона два-три километра.

«Я хотел поделиться с ребятами радостью полёта!»,

– говорил руководитель планерной школы.


Со временем Владимиру Константиновичу выделили помещение в Лысьвенском Доме пионеров, что находился на улице Мира. Это была просто маленькая комнатушка в деревянном здании, где можно было официально по-настоящему проводить занятия, на которых ребята от мала до велика изучали основы авиации, конструкцию летательных аппаратов и даже сами создавали и ремонтировали планеры. Всего за годы работы кружка было построено 6 планеров, на которых выполнено около 8,5 тысяч полетов.

«Сделать можно всё, даже самолёт!» -
говорил Владимир Константинович и в начале 1960-х он с учениками построил настоящий самодельный самолёт «Аист»! Этот самолет налетал более 125 часов, он экспонировался на выставках ВДНХ (1967г.) и НТТМ-80 (1980г.) и впоследствии был передан в Центральный Музей ВВС в подмосковном городе Монино. В 2010г. экспозицию музея пополнили еще 2 самодельных самолета из Лысьвы – «Альбатрос» и «Фрегат», где они демонстрируются и по сей день в ангаре «Уникальные летательные аппараты» в одном ряду с самолетами Антонова, Туполева, Ильюшина.

Многие из школьников, посещавших занятия Вьюгова, связали свою профессиональную судьбу с авиацией. За всё время работы Владимир Константинович подготовил 23 лауреата Всероссийского заочного конкурса «Юность, наука, культура», более тридцати его воспитанников стали лётчиками, штурманами, авиационными специалистами. Среди них – командир эскадрильи Ту-134 Сергей Беляев, полковник авиации Николай Маркушин, капитан ВВС Валерий Овчинников, командир эскадрильи ВТА Андрей Шолохов, полковник ВВС Сергей Ступников, военные лётчики Константин и Олег Вьюговы, командир Ми-8 Андрей Котельников, подполковник ВВС Александр Санников, инструктор авиазавода Ольга Бушмелева, полковник ВВС Владимир Маракулин.

Владимир Константинович был бессменным руководителем планерного кружка допоследних своих дней. Его не стало в возрасте 84 лет в 2021 году. Но созданное им дело продолжает жить. Его сын Олег Владимирович вместе с АНО «Крылья Лысьвы» при поддержке Фонда грантов губернатора Пермского края реализуют программу «Взлётная полоса», где ребята разных возрастов и сегодня посещают занятия, строят авиамодели, выезжают на аэродром.
«Мы хотим показать ребятам, что самолеты это красиво, доступно и здорово! Знакомим ребят с авиацией и делимся и ними своими знаниями», – говорит Вьюгов-младший.

Юлия Микова,

юнкор школы № 127 г. Перми

Читайте также...
АО "ОДК-Авиадвигатель"
Иван Павлецов
Двигатель прогресса
АО "ОДК-Пермские моторы"
Армен Аракелян
Лучшее производство
Авиакомпания "Геликс"
Вадим Балдин
Семеро двигателей
Авиа-образование
Тамара Фадеева
Подготовить кадры