Летит, поколениям вслед,
Биенье конструкторской мысли,
Бессонница огненных лет.
Конструктор-не званье, не должность,
А жизнь Человека. И в ней-
Уральских моторов надежность,
Надежность рабочих людей.
Владимир Радкевич. «Небо Швецова».
История наша опять странным образом закольцевалась. В случае с Аркадием Швецовым - история наших взаимоотношений с американцами. Представим ситуацию. В 1930-е годы на молодом пермском моторостроительном заводе отлаживается выпуск первых авиадвигателей. Гость из-за рубежа, представитель американской компании Артур Найт, познакомившись с работой нового конвейера, оставит такой отзыв:
«Мне доставляет удовольствие видеть, как великолепно вы боретесь за разрешение ваших проблем, чтобы добиться успешных результатов без помощи со стороны».«Без помощи со стороны»! Ушлый американец верно почувствовал настрой русских: встать на ноги, обрести самостоятельность, чтобы не зависеть впредь от Запада. Все дело в том, что в Перми под руководством КБ Аркадия Швецова сначала наладили выпуск лицензионного мотора, приобретенного за валюту у американцев. Швецов до того ездил в США в составе делегации советских специалистов; они знакомились с организацией труда, с современными разработками, перенимали опыт. А затем нужно было доказывать, что не зря народные денежки потрачены, что русские не лыком шиты! И доказали, причем в короткие сроки. Отечественные специалисты модернизировали изделие, освоив новейшие технологии, и создали мотор М-25. Он оказался самым надежным, сравнительно простым и долговечным.
…К пермскому прорыву на важнейшем фронте научного прогресса Аркадий Швецов шел целое десятилетие. Уралец по рождению, он вырос в многодетной семье в Нижне-Сергинском заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии. В 1900 году семья народного учителя Дмитрия Швецова перебралась в Пермь, детям нужно было продолжать обучение, домашнего образования уже не хватало. В 1901 году Аркадий был зачислен в Алексеевское реальное училище. Это же училище закончили два его старших брата; все трое за отличные успехи и поведение были освобождены от платы за обучение.
В 1909 году Аркадий получил свое первое «Удостоверение личности», заверенное директором ПАРУ - Пермского Алексеевского реального училища - Ф.Ф.Скурским. С фотопортрета на нас смотрит безусый русоволосый юноша с мечтательным, несколько рассеянным взглядом. Он для себя уже все решил: надо ехать в Москву, грызть гранит науки, это его мечта!
Конкретизировать свою мечту, «заземлить» ее помог юноше профессор Н.Е. Жуковский, лекции которого Аркадий с увлечением слушал в Москве. Молодой пермяк становится студентом лучшего в ту пору (да и по сей день) Московского высшего технического училища, ныне МВТУ им. Баумана. Немного времени прошло после отъезда из родной Перми, но по фотокарточке Аркадия Швецова, снявшегося в студенческой тужурке, можно заметить изменения в облике этого обаятельного молодого человека: появились усы, взгляд посерьезнел, глаза сверкают. Чувствуется: он нашел себя.
Далось это ему непросто. Диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания Аркадий получил в 1921 году, спустя 10 лет после поступления. Тяжелое было время для всей страны, а для Швецовых все осложнялось еще и семейной трагедией. В 1911 году умер отец, и Аркадию пришлось на время изменить личные планы, он устроился токарем на завод «Динамо». Однако от намеченных целей не отступил, и довел-таки учебу до конца.
Сказалась уральская порода, а это и чувство ответственности, и настойчивость, и пытливость. Выработать в себе эти качества юноше помогал и пример родного деда-суксунского кузнеца. Известно, кузнецы - народ особый, издревле к ним относились с почтением, а то и с опасливым уважением. Без кузнеца – никуда, ни одно хозяйство не выдюжит. В своем ремесле кузнец вступает в особые отношения с главными стихиями, его союзники – Огонь, Вода, Земля, Воздух.
Вот откуда в конструкторе уважение к ремеслу, к трудовому человеку с жилкой изобретательности. Думается, все это, вкупе с востребованностью - «время, вперед!» - и помогло проявиться феномену Швецова. В1922 году молодому специалисту доверили возглавить конструкторское бюро на авиазаводе «Мотор». И уже спустя два года он станет главным инженером предприятия.
Первым его мотором стал 5-цилиндровый стосильный двигатель воздушного охлаждения М-11. Этот первый отечественный авиадвигатель потом служил легкой авиации много лет, почти три десятилетия. Настоящий мотор-долгожитель, как писали в тогда в прессе. Другим достижением А.Д.Швецова считается мотор М-8-Рам, это уже двигатель водяного охлаждения, который появился в опытном варианте в конце 1920-х.
Мощный был двигатель, 750 лошадиных сил, но… при том уровне отсталости советской промышленности в производство он не пошел. Не потянули. Конец 1920-х вообще стал для А.Д. Швецова временем испытаний на прочность. Казалось бы, талант его развернулся в полную силу, впереди огромные перспективы… И тут в его жизнь вмешивается политика, от которой Аркадий Дмитриевич всегда старался держаться в стороне, по возможности, конечно. Даже в партию не вступал.
Его арестовали в 1929 году по так называемому «делу промпартии». Надуманные обвинения во вредительстве, контрреволюционной работе и т.п. К счастью, тогда Швецова удалось вывести из-под удара, благодаря тому, что достижения, талант этого конструктора уж очень были очевидны; сказалось, думается, и заступничество ряда руководителей отрасли, которые понимали всю важность общего дела.
Работать в родной город А.Д. Швецов вернется «с легкой руки» наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Задание его было неожиданное и ответственное: возглавить КБ на новом моторостроительном заводе, выросшем, как в сказке, в считанные месяцы на окраине города.
Почти двадцать лет работал в Перми Аркадий Дмитриевич. В 1939 году конструкторский отдел завода №19 был выделен в самостоятельное ОКБ-19 (главный конструктор А.Д. Швецов). За эти годы под его руководством было создано десять моторов, каждый из которых становился ступенью в прогрессе, шагом вперед. С 1944 года моторы его конструкции получили именной индекс АШ-Аркадий Швецов. Подводя некоторые итоги к 60-летию А.Д.Швецова, его коллеги написали (цит. по книге Льва Берне «Цель жизни – строить моторы»):
«По количеству моторов, изготовленных в серийном производстве, ОКБ Швецова, пожалуй, является своеобразным чемпионом. Не считая массового двигателя М-11, было произведено моторов (разных типов, до войны, во время войны и после нее -ред.)..всего более 100 тысяч моторов! Если считать и М-11, то число «швецовских» моторов, изготовленных с 1927 года, перевалило за 200 тысяч единиц».Внуку кузнеца-кудесника, А.Д. Швецову в 1940 году была присвоена ученая степень доктора технических наук. Причем без защиты диссертации – «за большой научно-технический вклад в создание авиадвигателей».
В годы войны на завод приезжали с фронта летчики, боевые асы; приходили и письма. Благодаря тесным, живым контактам конструкторам удавалось быстро реагировать на замечания, постоянно совершенствовать технику. Так, в одном из писем летчик тов. Ходук описывает тяжелый бой, а в конце добавляет:
«…Ваш мотор показал в боевых условиях живучесть, малоуязвимость и надежность».Главный конструктор был всегда засекреченной личностью. Только после ухода из жизни таких людей мы узнаем весь объем достижений, представляем масштаб человека. В том числе по списку правительственных наград. В 1942 году А.Д.Швецов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Аркадий Дмитриевич имел много других высоких наград, он был также лауреатом четырех Государственных (Сталинских) премий; с 1948 года носил звание генерал-лейтенанта.
А как выглядел в военную пору этот «секретный человек»? Вот каким увидел Швецова писатель Михаил Слонимский, эвакуированный в город М. (Молотов):
«Глаза его, спокойные и внимательные, загораются вдохновением художника. Он и есть художник - автор знаменитых авиационных моторов, человек огромного роста, с большими умными руками старого рабочего, с высоким лбом ученого-мыслителя. Человек науки и человек искусства… выплавлен из твердой уральской породы».Невозможно измерить всю степень напряжения, с каким давались тогда трудовые победы Швецову и его соратникам. Его команде - и инженерам, и рабочим. В то время американским и немецким делегациям на пермском заводе показывали не все, только отлаженные участки, и гости восторгались культурой производства, белыми халатами сборщиков и т.д. А.Д. Швецов за этим следил строго. И только в последние годы были опубликованы документы о том, какой тяжелой ценой порой достигались успехи. Из «Дневников рабочего», автором которых является пермский старожил и краевед Александр Иванович Дмитриев (см. публикации в газете «Пермяки»; аудиозаписи ПермГАСПИ, бывшего партийного архива), мы узнаем, к примеру, как работали на заводе №19 испытатели моторов. Тут вам и ЧП со взрывами, и случаи нервных расстройств, самоубийства рабочих, и рядом - примеры трудового героизма, первая любовь…
Аркадий Дмитриевич ушел из жизни очень рано, в марте 1953 года, только-только отметив свое 60-летие.
«В той жизни – в сраженье, в размахе - Себя он до времени сжег…»Так написал поэт Владимир Радкевич в 1972 году. Как известно, одновременно, в марте 53-го ушел из жизни Иосиф Сталин. Так получилось, что смерть «вождя всех народов» словно закрыла, «выключила» из сферы общественного внимания все другие события, в том числе незамеченными остались мартовские кончины композитора С.Прокофьева, конструктора А.Швецова и др. Но спустя годы долг памяти и честь нашему выдающемуся земляку были отданы сполна. Похоронен А.Д. Швецов в Москве, на Новодевичьем кладбище; бюст «человека науки и искусства», говоря словами писателя, стоит в одном ряду с замечательными людьми земли Русской.
А в Перми бывшее реальное училище, позднее авиатехникум, который носит имя А.Д.Швецова, сегодня переживает вторую жизнь: с вводом в строй новых корпусов, которые возводятся рядом со старым историческим зданием (увешанным, как орденскими планками, мемориальными досками), этому прославленному заведению будет принадлежать целый квартал.
Владимир Гладышев