ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!
Аркадий Швецов
Конструктор авиационных двигателей

«Конструктор - не званье, не должность»

Летит, поколениям вслед,

Биенье конструкторской мысли,

Бессонница огненных лет.

Конструктор-не званье, не должность,

А жизнь Человека. И в ней-

Уральских моторов надежность,

Надежность рабочих людей.

Владимир Радкевич. «Небо Швецова».


История наша опять странным образом закольцевалась. В случае с Аркадием Швецовым - история наших взаимоотношений с американцами. Представим ситуацию. В 1930-е годы на молодом пермском моторостроительном заводе отлаживается выпуск первых авиадвигателей. Гость из-за рубежа, представитель американской компании Артур Найт, познакомившись с работой нового конвейера, оставит такой отзыв:

«Мне доставляет удовольствие видеть, как великолепно вы боретесь за разрешение ваших проблем, чтобы добиться успешных результатов без помощи со стороны».

«Без помощи со стороны»! Ушлый американец верно почувствовал настрой русских: встать на ноги, обрести самостоятельность, чтобы не зависеть впредь от Запада. Все дело в том, что в Перми под руководством КБ Аркадия Швецова сначала наладили выпуск лицензионного мотора, приобретенного за валюту у американцев. Швецов до того ездил в США в составе делегации советских специалистов; они знакомились с организацией труда, с современными разработками, перенимали опыт. А затем нужно было доказывать, что не зря народные денежки потрачены, что русские не лыком шиты! И доказали, причем в короткие сроки. Отечественные специалисты модернизировали изделие, освоив новейшие технологии, и создали мотор М-25. Он оказался самым надежным, сравнительно простым и долговечным.

…К пермскому прорыву на важнейшем фронте научного прогресса Аркадий Швецов шел целое десятилетие. Уралец по рождению, он вырос в многодетной семье в Нижне-Сергинском заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии. В 1900 году семья народного учителя Дмитрия Швецова перебралась в Пермь, детям нужно было продолжать обучение, домашнего образования уже не хватало. В 1901 году Аркадий был зачислен в Алексеевское реальное училище. Это же училище закончили два его старших брата; все трое за отличные успехи и поведение были освобождены от платы за обучение.

В 1909 году Аркадий получил свое первое «Удостоверение личности», заверенное директором ПАРУ - Пермского Алексеевского реального училища - Ф.Ф.Скурским. С фотопортрета на нас смотрит безусый русоволосый юноша с мечтательным, несколько рассеянным взглядом. Он для себя уже все решил: надо ехать в Москву, грызть гранит науки, это его мечта!

Конкретизировать свою мечту, «заземлить» ее помог юноше профессор Н.Е. Жуковский, лекции которого Аркадий с увлечением слушал в Москве. Молодой пермяк становится студентом лучшего в ту пору (да и по сей день) Московского высшего технического училища, ныне МВТУ им. Баумана. Немного времени прошло после отъезда из родной Перми, но по фотокарточке Аркадия Швецова, снявшегося в студенческой тужурке, можно заметить изменения в облике этого обаятельного молодого человека: появились усы, взгляд посерьезнел, глаза сверкают. Чувствуется: он нашел себя.

Далось это ему непросто. Диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания Аркадий получил в 1921 году, спустя 10 лет после поступления. Тяжелое было время для всей страны, а для Швецовых все осложнялось еще и семейной трагедией. В 1911 году умер отец, и Аркадию пришлось на время изменить личные планы, он устроился токарем на завод «Динамо». Однако от намеченных целей не отступил, и довел-таки учебу до конца.

Сказалась уральская порода, а это и чувство ответственности, и настойчивость, и пытливость. Выработать в себе эти качества юноше помогал и пример родного деда-суксунского кузнеца. Известно, кузнецы - народ особый, издревле к ним относились с почтением, а то и с опасливым уважением. Без кузнеца – никуда, ни одно хозяйство не выдюжит. В своем ремесле кузнец вступает в особые отношения с главными стихиями, его союзники – Огонь, Вода, Земля, Воздух.

Вот откуда в конструкторе уважение к ремеслу, к трудовому человеку с жилкой изобретательности. Думается, все это, вкупе с востребованностью - «время, вперед!» - и помогло проявиться феномену Швецова. В1922 году молодому специалисту доверили возглавить конструкторское бюро на авиазаводе «Мотор». И уже спустя два года он станет главным инженером предприятия.

Первым его мотором стал 5-цилиндровый стосильный двигатель воздушного охлаждения М-11. Этот первый отечественный авиадвигатель потом служил легкой авиации много лет, почти три десятилетия. Настоящий мотор-долгожитель, как писали в тогда в прессе. Другим достижением А.Д.Швецова считается мотор М-8-Рам, это уже двигатель водяного охлаждения, который появился в опытном варианте в конце 1920-х.

Мощный был двигатель, 750 лошадиных сил, но… при том уровне отсталости советской промышленности в производство он не пошел. Не потянули. Конец 1920-х вообще стал для А.Д. Швецова временем испытаний на прочность. Казалось бы, талант его развернулся в полную силу, впереди огромные перспективы… И тут в его жизнь вмешивается политика, от которой Аркадий Дмитриевич всегда старался держаться в стороне, по возможности, конечно. Даже в партию не вступал.

Его арестовали в 1929 году по так называемому «делу промпартии». Надуманные обвинения во вредительстве, контрреволюционной работе и т.п. К счастью, тогда Швецова удалось вывести из-под удара, благодаря тому, что достижения, талант этого конструктора уж очень были очевидны; сказалось, думается, и заступничество ряда руководителей отрасли, которые понимали всю важность общего дела.

Работать в родной город А.Д. Швецов вернется «с легкой руки» наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Задание его было неожиданное и ответственное: возглавить КБ на новом моторостроительном заводе, выросшем, как в сказке, в считанные месяцы на окраине города.

Почти двадцать лет работал в Перми Аркадий Дмитриевич. В 1939 году конструкторский отдел завода №19 был выделен в самостоятельное ОКБ-19 (главный конструктор А.Д. Швецов). За эти годы под его руководством было создано десять моторов, каждый из которых становился ступенью в прогрессе, шагом вперед. С 1944 года моторы его конструкции получили именной индекс АШ-Аркадий Швецов. Подводя некоторые итоги к 60-летию А.Д.Швецова, его коллеги написали (цит. по книге Льва Берне «Цель жизни – строить моторы»):

«По количеству моторов, изготовленных в серийном производстве, ОКБ Швецова, пожалуй, является своеобразным чемпионом. Не считая массового двигателя М-11, было произведено моторов (разных типов, до войны, во время войны и после нее -ред.)..всего более 100 тысяч моторов! Если считать и М-11, то число «швецовских» моторов, изготовленных с 1927 года, перевалило за 200 тысяч единиц».

Внуку кузнеца-кудесника, А.Д. Швецову в 1940 году была присвоена ученая степень доктора технических наук. Причем без защиты диссертации – «за большой научно-технический вклад в создание авиадвигателей».

В годы войны на завод приезжали с фронта летчики, боевые асы; приходили и письма. Благодаря тесным, живым контактам конструкторам удавалось быстро реагировать на замечания, постоянно совершенствовать технику. Так, в одном из писем летчик тов. Ходук описывает тяжелый бой, а в конце добавляет:
«…Ваш мотор показал в боевых условиях живучесть, малоуязвимость и надежность».

Главный конструктор был всегда засекреченной личностью. Только после ухода из жизни таких людей мы узнаем весь объем достижений, представляем масштаб человека. В том числе по списку правительственных наград. В 1942 году А.Д.Швецов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Аркадий Дмитриевич имел много других высоких наград, он был также лауреатом четырех Государственных (Сталинских) премий; с 1948 года носил звание генерал-лейтенанта.

А как выглядел в военную пору этот «секретный человек»? Вот каким увидел Швецова писатель Михаил Слонимский, эвакуированный в город М. (Молотов):

«Глаза его, спокойные и внимательные, загораются вдохновением художника. Он и есть художник - автор знаменитых авиационных моторов, человек огромного роста, с большими умными руками старого рабочего, с высоким лбом ученого-мыслителя. Человек науки и человек искусства… выплавлен из твердой уральской породы».

Невозможно измерить всю степень напряжения, с каким давались тогда трудовые победы Швецову и его соратникам. Его команде - и инженерам, и рабочим. В то время американским и немецким делегациям на пермском заводе показывали не все, только отлаженные участки, и гости восторгались культурой производства, белыми халатами сборщиков и т.д. А.Д. Швецов за этим следил строго. И только в последние годы были опубликованы документы о том, какой тяжелой ценой порой достигались успехи. Из «Дневников рабочего», автором которых является пермский старожил и краевед Александр Иванович Дмитриев (см. публикации в газете «Пермяки»; аудиозаписи ПермГАСПИ, бывшего партийного архива), мы узнаем, к примеру, как работали на заводе №19 испытатели моторов. Тут вам и ЧП со взрывами, и случаи нервных расстройств, самоубийства рабочих, и рядом - примеры трудового героизма, первая любовь…

Аркадий Дмитриевич ушел из жизни очень рано, в марте 1953 года, только-только отметив свое 60-летие.

«В той жизни – в сраженье, в размахе - Себя он до времени сжег…»

Так написал поэт Владимир Радкевич в 1972 году. Как известно, одновременно, в марте 53-го ушел из жизни Иосиф Сталин. Так получилось, что смерть «вождя всех народов» словно закрыла, «выключила» из сферы общественного внимания все другие события, в том числе незамеченными остались мартовские кончины композитора С.Прокофьева, конструктора А.Швецова и др. Но спустя годы долг памяти и честь нашему выдающемуся земляку были отданы сполна. Похоронен А.Д. Швецов в Москве, на Новодевичьем кладбище; бюст «человека науки и искусства», говоря словами писателя, стоит в одном ряду с замечательными людьми земли Русской.

А в Перми бывшее реальное училище, позднее авиатехникум, который носит имя А.Д.Швецова, сегодня переживает вторую жизнь: с вводом в строй новых корпусов, которые возводятся рядом со старым историческим зданием (увешанным, как орденскими планками, мемориальными досками), этому прославленному заведению будет принадлежать целый квартал.

Владимир Гладышев

Читайте также...
Аэропорт Бахаревка
Леонид Горшенин
Авиатор-музыкант
Аэропорты Бахаревка и Большое Савино
Вячеслав Текоев
Путь заново
ДОСААФ
Владимир Баяндин
Сделал - проверь
Авиа-образование
Павел Клецкин
История - друг авиации