Однажды семиклассник Леонид Горшенин записался в авиамодельный кружок, где под наставничеством своего учителя-трудовика так там и занимался до окончания школы. Тогда-то и было положено начало, определившее судьбу будущего инженера-механика. Так начинался его путь в «большую авиацию».
Любовь к авиации Леонид Михайлович Горшенин родом из Оренбургской области. Родился в 1947 году в семье, никак не связанной с авиацией: отец и мать были учителями. «
Всё началось ещё со школы, – вспоминает Леонид Михайлович. –
В те годы, когда я был школьником, во всех городах и посёлках существовали различные детские секции, студии, кружки и клубы разной направленности. Я не помню, чтобы кто-то из моих друзей или знакомых мальчишек и девчонок ничем бы ни занимались».
Пожалуй, на «пике» популярности среди молодёжи в те годы был авиамоделизм: летали советские спутники в космос, полетели первые космонавты, стремительными темпами развивалась военная и гражданская авиация. «
В нашей школе трудовик организовал авиамодельный кружок, туда я и пошёл», – вспоминает Леонид Михайлович. Уже тогда он захотел связать свою судьбу с авиацией, и из всех ребят, с которыми занимался в кружке, стал единственным, кто решил пойти в авиационный.
Путь героя Так, после школы Леонид Михайлович поступил в Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский университет). По окончании учёбы – распределение в Пермь. «
Поехал вместе с другом, потому что у него тут жена была, а мне было всё равно, куда ехать. Ну я и поехал с ним, и не жалею», – делится герой. Здесь, в Перми, Леонид Михайлович встретился со своей супругой, с которой счастлив в браке уже многие годы.
«
Я здесь привык. Мне нравится. Воды много – самое главное. Дети все здесь. Но по моим стопам не пошли. Правда, младший внук немного походил в авиамодельный кружок. В семье я пока единственный, кто пошёл в авиацию», – говорит Леонид Михайлович. Но старший внук окончил МВТУ им Баумана и теперь работает в Перми в объединении Авиадвигатель.
Инженер-механик по эксплуатации самолётов и двигателей – по этой специальности он проработал все годы. В 1972 году пришёл в аэропорт Бахаревка инженером отдела технического контроля. Здесь по карьерной лестнице дослужил сначала до директора авиационно-технической базы, а потом и до директора предприятия.
«
Хорошо было в те времена. На авиацию обращали внимание, поэтому полетать пришлось много. Практически на всех воздушных судах я летал, – делится воспоминаниями герой. –
Пассажиром впервые полетел на Ан-24 и Ту-134, а который у нас в аэропорту базировался – это самолёт Ан-2, а ещё вертолёты Ми-2 и Ми-8. На них по несколько раз в год летал. У нас тогда тридцать пять аэропортов по области было, и в каждый были рейсы на Ан-2». К слову, попасть в отдалённые от Перми населённые пункты на «Аннушке», или как его ещё называли «кукурузник», можно было так же просто, как сегодня на междугороднем рейсовом автобусе. Малая авиация легко справлялась с проблемой отсутствия дорог.
«Работа требовала морального духа и отменной физической силы» За подготовку воздушных судов к вылету в аэропорту отвечал инженерно-технический состав АТБ. Чтобы в небо поднимались исключительно исправные самолёты и вертолёты, помимо огромной ответственности, знаний особенностей конструкции и эксплуатации авиатехники, работа требовала от Леонида Михайловича также морального духа и отменной физической силы. «
Когда начинал свою трудовую деятельность инженером ОТК, приходилось работать в разных условиях. Особенно зимой сурово приходилось. Административное здание тогда ещё было деревянное. Личный состав к восьми утра на работу приходил. К этому времени надо было подготовить раздевалку – деревянный вагончик со шкафчиками, в которых за ночь промерзали все вещи… Выручал керосиновый обогреватель, которым нагревали помещение к приходу персонала», – улыбается Леонид Михайлович.
«
А ещё бывало зимой, когда всё обледенеет, приходилось всем личным составом – от авиамеханика до меня, начальника АТБ – брать скребок и лезть на самолёт. По часу по несколько человек на каждом самолёте сидели со скребками. Потом приезжала машина со специальным горячим составом, растворяющим лёд, и эти самолёты поливали. Если не обольёшь – беда может случиться… А ещё случай вот какой был. Прилетает Ан-2 на стоянку. Его заправляют, сажают пассажиров, а он не трогается – примёрзли лыжи. Людей же не выгонишь. И мы специальными деревянными кувалдами по лыжам-то и лупили», – смеётся Леонид Михайлович.
«
Ну а особенно непросто пришлось в начале 90-х, – вздыхает он, –
самолёт или вертолёт надо в ремонт отправлять, а куда – неизвестно, нет запчастей. Вот тогда-то я как начальник АТБ и помотался по стране, в Казахстан часто летать приходилось. Хорошо помогала система знакомств, бартер спасал… А иначе пол парка стояло бы на приколе. Так и жили. Вся моя жизнь, практически, беготня», – с каким-то особым трепетом произносит Леонид Михайлович.
Находится место и творчеству Ещё один любопытный штрих к биографии Л.М. Горшенина. В те годы при аэропорте существовал вокально-инструментальный ансамбль, наполовину состоявший из музыкантов с Бахаревки, наполовину с Большого Савино. Леонид Михайлович тоже был его участником – играл на гитаре и клавишных.
Репетировали здесь же – на Бахаревке в маленькой комнатке. «
Мы с нашим ВИА даже ездили на смотр в Ростов, – рассказывает он, –
там было общежитие в аэропорту для лётчиков, которые приезжали в учебно-тренировочный центр летать на тренажёрах. Вот мы там встречались, репетировали по часам в комнатах. До сих пор помню звуки цимбал и тамбурина, звучащих в соседних комнатах! Много было чего по молодости…».
«Авиация для меня – вся жизнь» Нельзя не сказать о тех, в окружении которых, по словам героя, было особенно приятно работать. «
Пактовский М.В. – мой первый начальник ОТК, стал мне наставником. Настоящий человек-легенда, пилот Сенкевич В.И., который продолжал трудиться в свои восемьдесят лет. Они всегда нам говорили: "Ребята, постоянно учитесь!"».
«
Из коллег с теплотой вспоминаю Яцкова С.Е., начальника вертолётного цеха, Касимова В.К., начальника ОТК, Алексеенко Н.Х, начальника участка АиРЭО. Немало отличных людей повстречал на пути, крепкие взаимоотношения с людьми лётной среды как технической, так и лётной службы сложены. Многие товарищи ушли из авиации: кто в вооружённые силы, кто на другие производства. Я же приехал по распределению, проскочил по карьерной лестнице и на пенсию – типовая профессиональная биография. Авиация для меня – вся жизнь!».
Настоящий момент Сегодня герой этого интервью на заслуженной пенсии, но, как и прежде, решает важные задачи: помог сыну открыть автосервис (кстати по почтовому адресу бывшего аэропорта Бахаревка) и вместе с ним ведёт дела по его развитию. А ещё у него есть любимое хобби – каждый день с товарищем играет в настольный теннис. Жизнь Леонида Михайловича наполнена самым дорогим и важным: рядом замечательная семья и друзья, которые любят и всегда поддержат.
За свои многочисленные заслуги и вклад в развитие гражданской авиации Горшенин Л.М. награждён нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта», имеет звание «Ветеран воздушного транспорта».
Так авиация сама нашла человека в детстве и навсегда заняла прочное место в его сердце.
Анджела Гафурова