Мечты должны сбываться? Обязательно! Но порой – путём усердия и большого труда. История Виктора Семёновича Иванова, сегодня – пенсионера и семьянина, в прошлом – радиотехника, инженера и в дальнейшем руководителя Пермского центра обслуживания воздушного движения, также не стала исключением. Эта история доказывает, что посвятить жизнь авиации не могут помешать никакие преграды.
Детская мечта Деревенский мальчишка из села Чернышево (Свердловская область) даже предположить не мог, куда его заведет любовь к чтению. Догадаться смогла лишь тетя (Меньшенина Антонина Алексеевна), работавшая учительницей в школе. Она намеренно отдала семикласснику книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Тетя, как её часто называл Витя, хотела вырвать его из круговорота деревенской жизни и отправить учиться в действительно развивающуюся отрасль. И у нее это получилось – Витя загорелся идеей стать пилотом!
А дальше – череда необычных случайностей, всё, как в известных сюжетах. В деревню приехали лётчики – опылять поля. И где, как не в доме Вити, давно спавшим с романом Каверина под подушкой, должны были остановиться пилоты? В один из дней они решили прокатить его на небольшом самолете Ан-2. Это ещё на шаг приблизило семиклассника Витю к его грандиозной мечте – стать лётчиком.
«Оказывается, история только начиналась…» Наступил 1967, а мысль управлять железной птицей не покидала уже юношу Виктора с седьмого класса, поэтому вопроса – куда поступать по окончании школы – не было. Решено – нужно идти учиться на пилота! Однако планы имеют свойство рушиться… При поступлении на врачебно-лётной экспертной комиссии обнаружили повреждение сетчатки правого глаза. Виктора не допустили к обучению, а мечта стать пилотом так и осталась детской мечтой. Но история мальчишки из села Чернышево на этом не закончилась, она, оказывается, только начиналась!
«
Председатель врачебно-лётной экспертной комиссии (Аронов Лев Александрович) убедил меня, что авиация – это не только про полёт (за что я ему благодарен до сих пор). Есть много других специальностей, не менее важных и интересных. Так я переписал заявление с лётного училища в Омское авиационное училище спецслужб гражданской авиации (ныне Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского) и пошёл учиться на радиотехника по радионавигации, радиолокации и связи», – вспоминает Виктор Семёнович Иванов.
Первая работа и первая любовь Распределение по окончании учёбы в 1970 году привело его в Пермь. Но работа не помешала Виктору Семеновичу в 1972 году поступить на вечернее отделение Пермского политехнического института (ныне Пермский политехнический университет), где он и познакомился со своей будущей супругой. Затем в 1986 году уехал в Ленинград и начал обучение в Ордена Ленина Академии гражданской авиации, где на факультете высших командных кадров получил специальность организатора производства. Но всё равно вернулся в Пермь – здесь была уже любимая работа.
«
Свой первый рабочий день помню очень хорошо. Я прилетел из Екатеринбурга в Пермь, и меня отправили на объект. Идти нужно было 3 км пешком по сугробам: ни машин, ни автобусов там не было. А почему по сугробам? Я тропинку их не смог найти, замело, наверное. Так и шёл 3 км пешком по апрельскому снегу», – улыбаясь, рассказывает Виктор Семёнович.
Но это того стоило: через время герой дослужился до руководителя Пермского центра обслуживания воздушного движения. Перед ним стояло много задач: модернизация радиотехнического оборудования, освоение и обслуживание новых современных воздушных судов и новых авиалиний, обеспечение достойных условий труда и отдыха сотрудников, предоставление гарантий на различные социальные льготы, билеты и путевки в санатории. О работе Виктор Семёнович говорит увлечённо, сомнений не возникает – человек горит своим делом.
«
Когда открыли международные рейсы, мы с нашими мужиками начали английский изучать. Это интересно было. Правда не всем давалось это легко. Были и потери. Но и сложности иногда возникали. Аэропорт однажды проводил реконструкцию взлётно-посадочной полосы для того, чтобы принимать самолёты всех типов. Тогда нам приходилось управлять самолётами, которые взлетали и приземлялись на грунтовую полосу. В дождь было очень страшно. Боялись – но садили. Безопасность полётов обеспечили на 100%. Как-то у нас ещё помещение было. Летом там было жарко, зимой – холодно, а капли дождя останавливались не на крыше здания, а шли дальше – на три этажа вниз. Мы решили делать там ремонт: ни плотников, ни строителей у нас не было – были только диспетчеры и радиотехники. Но как-то справились», – делится воспоминаниями о работе Виктор Семёнович. И таких историй много, их хочется слушать и слушать, уточняя детали, которые лишь на первый взгляд могут показаться незначительными.
Авиация – это не работа, а образ жизни «
Фильмы про авиацию смотрю. Мне они нравятся. Вот эта романтика неба в них передана точно. Мы очень часто летали в командировки, на различные сборы, конференции и совещания. Но один полёт помню очень хорошо. Это был 1995 год, мы отправились с коллегами в Стамбул. Наш самолёт попал в грозу, и мы кружили над Босфором, как муха над морем. Было и страшно, и жутко, а лететь надо. В такие моменты ощущение, что действительно находишься в фильме», – признается Виктор Семёнович.
В личной жизни, как и в карьере, всё сложилось благополучно. Жена и дети – сын и дочь – с понимаем относились к тому, что Виктор Семёнович мог задержаться на работе.
«
Профессия для меня была на первом месте. В авиации любое твоё действие может иметь последствия. Нужно понимать, что на тебе лежит ответственность не только за себя. В момент обнаружения неисправности ты обязательно должен прибыть на работу, и не важно, где ты был до этого. Оправданий быть не может», – с особой серьезностью говорит Виктор Семёнович. Это истина, которую должны усвоить люди, работающие в сфере авиации.
Настоящее время Виктор Семёнович водил своих детей к самолётам: они радовались, восхищались. Однако по стопам отца не пошли. У них жизнь сложилась иначе.
Сейчас Виктор Семёнович на пенсии. С 1 апреля 1970 года по 7 ноября 2017 года он работал сначала в Пермском объединённом авиаотряде, а затем в Пермском центре обслуживания воздушного движения. За это время он был награждён нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта» и получил звание «Почётный работник транспорта России», «Почётный работник ГК по ОрВД».
Дата увольнения была выбрана неслучайно. «
Вот скажите мне, пожалуйста, что произошло 7 ноября? – вдруг задаёт вопрос Виктор Семенович, –
Конечно, Октябрьская революция. Мы из той эпохи и были воспитаны коммунистами и советами, для меня было принципиально уволиться именно 7 ноября. Меня просили доработать до конца года. Говорю: «нет». Мне нужно именно 7 ноября- в день 100-летия великой социалистической революции».
«Авиация не отпускает…» Виктор Семёнович стал увлекаться бильярдом, появилась возможность заняться рыбалкой и посвятить время семье. «
С женой отдыхать любим ездить. Обязательно на самолётах – поездов не признаем», – смеется он.
Авиация не отпускает, она прочно укоренилась в жизни Виктора Семёновича, который столько лет посвятил работе. Он посещает различные встречи, разговаривает с молодёжью и делает собственные наблюдения за нынешним состоянием авиации. «
Молодое поколение сейчас не идёт в авиацию – не перспективно. В советское время профессия лётчика была популярнее. Конечно, к нам приходят новые кадры – очень воспитанные и серьёзные молодые люди. Но их, к сожалению, мало, очень мало. Сейчас идут только те, кто влюблен в небо на самом деле, и дети тех, кто уже отдал много лет жизни авиации. Вот знаете, говорят, что общество развивается по спирали. Вот надо сделать так, чтобы авиация из своего нынешнего положения прыгнула на самый высокий уровень этой спирали», – размышляет Виктор Семёнович.
«
Может быть, немного банально, но авиация – это моя жизнь, – подводит итог Виктор Семёнович, –
мечта, родившаяся из детской книги, подарила мне смысл всей моей дальнейшей жизни».
Репсиме Зурнаджян