"АХТУНГ, ПОКРЫШКИН!"
Александр Покрышкин
Летчик, трижды Герой Советского Союза

«Высота - скорость - маневр - огонь!»
В марте 2023-го будет отмечаться 110-летие со дня рождения прославленного советского аса трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Мало кто помнит, что боевая биография великолепного лётчика началась в Перми.

В 1932 году молодой слесарь стал добровольцем РККА – Рабоче-Крестьянской Красной армии. Он поступил в третью военную школу авиатехников, которая дислоцировалась в Перми. Местом службы Александр был поначалу не очень доволен и не скрывал этого. Как и многие в то время юноша мечтал о небе, он хотел летать сам, а не обслуживать полёты. Но раз надо – значит надо, начатое дело парень привык доводить до конца, такой у Покрышкина был характер.

Много позже маршал авиации Александр Иванович Покрышкин напишет, что, несмотря ни на что, время учёбы в Перми не прошло для него даром, технические знания и навыки, полученные в третьей авиашколе, очень пригодились ему позже, во время войны. Именно тогда, кстати, укрепилась его склонность к изобретательству, он сделает несколько ценных предложений по совершенствованию боевых машин и вооружения.

Фронтовые подвиги воздушного аса Покрышкина широко известны. Он стал одним из самых результативных советских лётчиков-истребителей. Более 600 боевых вылетов, 156 воздушных боёв! Каждый советский школьник знал, что Покрышкин сбил 59 вражеских самолётов, а Иван Кожедуб – 62, и что оба стали трижды Героями. Самые осведомлённые знатоки военной истории при этом непременно добавляли, что Покрышкиным сбито даже больше, но не удалось все его победы зафиксировать, потому что пропали полковые документы за первые месяцы войны. Конечно, со школьных лет помним мы и ещё одного нашего аса пермяка Героя Советского Союза Николая Краснова, у которого на счету более 50 сбитых фашистских самолётов.

Славную историю того, как удалось советским лётчикам добиться господства в воздухе, есть возможность изучать и по книгам, написанным самим А.И. Покрышкиным. Несколько раз были переизданы такие его книги, как «Небо войны», «Крылья истребителя», «Познать себя в бою» и другие. (В 1965 году Александра Ивановича приняли в Союз писателей СССР). Однако пермской странице биографии прославленный лётчик уделил очень мало места. Попробуем восполнить этот пробел по недавно открытым источникам.

«Что сказать о курсантах? Это лучшие молодые сыны нашей страны, воспитанные партией и комсомолом и направленные в школу, чтобы овладеть сложной авиационной техникой и поставить её на службу обороне страны. – Так писал в 1936 году в газете «Звезда» в статье о школе авиатехников бригадный комиссар А.Кескюла. И далее: – Время курсанта строго расписано. Ни одна минута не должна пропасть даром, и каждый курсант бережёт эти драгоценные часы, чтобы взять в школе как можно больше из того, что она может дать».

К лучшим курсантам, безусловно, относился и Александр Покрышкин. Программа обучения была очень напряжённой, плотной, но Саше было легче, чем многим другим, потому что он был более подготовлен в гражданской жизни. К примеру, авиатехник должен был самостоятельно проводить ангарный и полевой ремонт самолёта и мотора, поэтому в школе давали разнообразные знания, навыки по слесарному, столярному, медно-жестяницкому, тросо-заплётному, кузнечному делу. Были такие предметы, как материаловедение, черчение. Александру уже что-то было знакомо, так как ему пришлось помогать отцу, зарабатывая на жизнь.

Ставилась и такая задача: «Курсант должен упорно овладевать общеобразовательными знаниями, в том числе изучать иностранные языки…» А Саша успел к этому времени окончить училище, учился в вечернем институте, так что база у него была солидная. Неудивительно, что курсант Покрышкин быстро выбился в лидеры.

Самое интересное для него началось на второй год обучения. Венчала специальную подготовку курсантов практическое изучение «Эксплоатации самолета и мотора» (орфография тех лет -В.Г.), организация аэродромной, технической служб.

«Чтобы научить всему этому авиационного техника школа располагает многочисленными классами, лабораториями, большой библиотекой, мастерскими, аэродромом, спортивными площадками, стрельбищем и т.д.», – с гордостью докладывал бригадный комиссар Кескюла (спустя несколько месяцев он будет подвергнут необоснованным репрессиям, затем реабилитирован).

Нужно отметить, что Покрышкин был принят в третью школу в 1932 году, когда она была только что открыта. И все эти классы, мастерские создавались руками самих курсантов и преподавателей (а преподавать шли лучшие выпускники). Сохранилась фотография, на которой курсанты проводят субботник… на старинном Архиерейском кладбище. Задача перед ними была поставлена такая: нужно убрать все надгробные памятники и обустроить площадку для занятий. В группе курсантов и Саша Покрышкин, так их учили воинской дисциплине.

Школу Покрышкин окончил с отличием. Нельзя не поражаться упорству Александра, этой его сибирской упёртости (он родом из Новосибирска). Пока учился, пока служил авиатехником, он подал 39 рапортов о переводе в лётное училище. А затем, когда уже служил старшим авиатехником в Таманской дивизии, начал заниматься в Краснодарском аэроклубе, и во время своего отпуска по основному месту службы сдал экзамены об окончании аэроклуба экстерном. Так что к своему очередному рапорту о переводе, уже 40-му по счёту, Александр приложил свой отличный аттестат об окончании аэроклуба. Это подействовало на командиров, и в 1938 году он поступил в Качинское лётное военное училище. Окончил его тоже с отличием.

Конечно, возникает вопрос: что же было помехой, какой сдерживающий фактор так влиял на командиров, перекрывавших упрямому авиатехнику дорогу к небу. Думается, всё дело в анкете Покрышкина. Его отец работал в строительных артелях, стал инвалидом, после чего переквалифицировался в кустари. Когда советская власть окончательно отказалась от курса НЭПа (новой экономической политики), многодетной семье Покрышкиных пришлось совсем туго. Родителей лишили избирательных прав, а в 34-м случилась трагедия: отец покончил жизнь самоубийством. Можно сказать, Саша пострадал за своего отца, ведь он скрыл тот факт, что его родители – «лишенцы». За это получил выговор по комсомольской линии. Но его успехи в учёбе и службе были столь яркими и обнадёживающими, что молодой специалист был прощён.

Что и говорить, непростая биография у нашего трижды Героя. Он сбивал врага, и его сбивали, он горел, выбирался к своим несколько суток. Войну Покрышкин прошёл с первого дня до последнего, до победного. А начало Великой Отечественной отмечено для него личной трагедией. В обстановке неразберихи и суматохи, выполняя боевую задачу «не пропустить врага!», Покрышкин сбил незнакомый самолёт, приняв его за врага, а тот оказался нашим Су-2, машиной новой модификации, которая поступила на вооружение буквально накануне…

Учились в боях, теряли товарищей, но научились летать лучше, чем враг. Командование по достоинству оценило способности лётчика и командира Покрышкина. Ему поручали самые сложные задачи. Так, решив освоить трофей, самолёт «Мессершмитт-109», Покрышкин после этой школы устроил курсы мастерства для боевых товарищей. Врага надо знать в лицо, познать его боевые секреты. Иначе не победить. А в 1943 году, когда остро встала задача перевооружения, Покрышкин был включён в группу лётчиков, которые первыми освоили американские самолёты «Аэрокобра».

Здесь мы опять можем отметить техническую сметку, навыки Александра Покрышкина, полученные и закреплённые им ещё в пермской авиашколе. Вооружение Р-39 «Аэрокобры» (пулемёты и пушка) он приспособил для ведения огня одним спуском, то есть, одним нажатием. От такого залпа врагу редко удавалось ускользнуть.

В одной из своих книг он напишет потом: «…Анализируя десятки воздушных поединков, я в мыслях как бы «расщепил» само понятие скорости. Если она является решающим фактором для выигрыша схватки, то как достичь этой аккумулированной мощи истребителя, которую можно превратить в любой неожиданный маневр, во внезапное нападение, в разящий огонь?» На эти вопросы он нашёл ответы во время переучивания на «кобре». И выводы Покрышкина уже вскоре были приняты на вооружение полка, которым он командовал. Вот одна из его знаменитых формул боя, формула грозы и победы: «Высота - скорость - маневр - огонь!»

Сегодня нужно говорить и о том, что попытки пересматривать отечественную историю очень часто начинаются «с малого», с деталей. Несколько лет назад один из российских журналов вынес на свою обложку «сенсацию» о том, что, якобы, фраза «Внимание, в воздухе Покрышкин!», которую бросали перепуганные фашистские стервятники, на самом деле выдумана советской пропагандой. Автор, скрывшийся за псевдонимом, пишет, что в реальной боевой обстановке такого быть не могло потому-то и потому-то… Этот «писатель» забыл одну малость: что эта фраза всплывает из воспоминаний бывших немецких асов, сбитых Покрышкиным и его боевыми товарищами.

И, конечно, совсем не случайно Александр Иванович стал консультантом замечательного фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”». Ведь что ни эпизод, что ни персонаж этой ленты – практически все они из реальной жизни Покрышкина. Всё это было, было, было... и пронзительная интонация фильма – это отдельная тема, глубоко разбередившая душу бывшего аса.

Память о героической жизни Александра Покрышкина, маршала авиации, многолетнего председателя ДОСААФ увековечена во многих городах нашей страны. В Перми одна из улиц носит его имя, а на здании бывшего военного училища на берегу Камы в честь трижды Героя установлена мемориальная доска.

Владимир Гладышев

Читайте также...
Авиа-образование
Людмила Хименко
По другую сторону авиации
Авиа-образование
Галина Смагина
Одна такая
Авиакомпания "Геликс"
Сергей Лупанов
Небо - счастье
Авиа-образование
Александр Дическул
Судьба моя - авиация