ОДНА ТАКАЯ
Галина Смагина
Лётчица-рекордсменка, руководитель музея истории авиации и космонавтики «Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова»

«Если нет цели – некуда подниматься. Нужно проявлять любопытство и интерес к жизни. Мне очень обидно, когда человек может и хочет чего-то добиться, но когда выпадает такой шанс в жизни, то он его упускает. Летать надо: в мечтах, в желаниях
Галина Олеговна Смагина – наша легендарная лётчица и авиаконструктор. За её плечами – одиннадцать тысяч часов налёта, пять мировых рекордов, в том числе на дальность и скорость полёта по замкнутому маршруту. Под её началом был создан музей истории авиации и космонавтики на базе «Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова».


Галина Олеговна любезно согласилась дать интервью юнкору школьной газеты «Перемена».

– Как Вы пришли в авиацию?
Человеком всегда двигало желание летать. Мы привыкаем к окружающему миру, ион становится для нас обыденным. Авиация, в свою очередь, это всегда что-то новое. В детстве на кружках мы запускали модели самолётов, планеры. Потом это увлечение переросло во взрослую жизнь.

Когда я пришла поступать в авиационный техникум, в приёмной комиссии мне сказали: «Девочка, здесь на лётчиков не учат!». Тогда много молодёжи, услышав слово «авиация», думало, что там учат летать. Но это совсем не так, ведь в авиацию можно прийти «по земле», и отдать ей всю свою жизнь: строить самолёты, двигатели, быть испытателями.

Наша юность проходила, когда полстраны хотела стать лётчиками и космонавтами. В 1961 году в космос полетел первый спутник, потом Юрий Гагарин. Сейчас нашу молодёжь немного «приземлили»: все хотят быть финансистами, предпринимателями. Но нужно мечтать, мечтать с ранних лет!

– Расскажите про свой профессиональный путь. Где вы работали?
–После окончания техникума я отработала три года конструктором на заводе «ОДС». В это время летала в аэроклубе, во Фролах. Потом нас – трёх подружек – приняли в лётную школу в Калугу, там мы учились уже на серьёзных самолетах. Меня взяли на истребители Миг-15 и Миг-17. Это боевой самолет, который даёт лётчику возможность выразить себя. Лучшая часть моей жизни прошла на нём.
Потом я ушла в Аэрофлот: летала на Як-40, стала командиром корабля. Мы установили пять мировых рекордов, после чего я снова вернулась в Пермь. Закончила летать в 1989 году, в общей сложности я пролетала 29 лет. У меня 11 тысяч часов налёта, я лётчик первого класса с двумя высшими образованиями.
В последствии я вернулась в свою Альма-Матер – Пермский Авиационный техникум – и преподаю здесь уже 32 года. Была заведующей отделения, педагогом, а сейчас заведую музеем авиации и космонавтики.

– У вас была цель полететь в космос?
Да, тогда это казалось дивно. У меня не получилось пройти комиссию по здоровью, поэтому космос остался только в мечтах. Но летать я продолжила – не получилось с космосом, значит, будем творить на Земле!

Сейчас всё по-другому, спрос на космонавтику упал. Я часто говорю своим студентам: «Нужно желать большего, и если даже не достигнешь, то что-то по пути к этой цели ты уже получишь. Если нет цели – некуда подниматься. Нужно научиться мечтать, проявлять любопытство и интерес к жизни. Мне очень обидно, когда человек может и хочет чего-то добиться, но когда выпадает такой шанс в жизни, то он его упускает. Летать надо: в мечтах, в желаниях!

– Когда у Вас возникла идея создания музея?
Пока я летала, накапливался материал, которым хотелось бы поделиться с детьми. Эту идею поддержали ребята в техникуме. Они приносили мне модельки – у кого что дома есть. Таким образом мы накопили материала на небольшую витрину. Дальше добавлялись модели новых и старых самолётов. Лётчики просили показать или рассказать что-нибудь ребятам. Музей постоянно пополнялся.

В будущем хочется, чтобы он стал городским. Туда должен иметь доступ каждый желающий. Как иначе проявить интерес к авиации? Самое главное– не потерять то, что сохранилось. У людей в домах очень много раритета, но они не делятся своими знаниями с другими. Без истории невозможно развиваться. Мы учимся у неё.

Материал подготовил Александр Романов,

ученик 8 «Б» класса МАОУ «Лицей №4» г. Перми



Читайте также...
Аэропорт Бахаревка
Леонид Горшенин
Авиатор-музыкант
Аэропорты Бахаревка и Большое Савино
Вячеслав Текоев
Путь заново
ДОСААФ
Владимир Баяндин
Сделал - проверь
Авиа-образование
Павел Клецкин
История - друг авиации