Александр Зубаков
Лётный директор ООО «Авиакомпания "ГеликсАэро"»

«Авиация полностью поменяла характер – научила быть спокойным и уравновешенным, потому что в авиации каждый поступок должен быть взвешен, обдуман и обоснован. Меня сложно вывести из себя. Уметь видеть на перспективу – в жизни это здорово помогает. Кто этого не понял, не усвоил – долго не летает»

Судьба героя этого интервью необычна и наполнена чередой счастливых случайностей. Впрочем, может ли быть обычным что-либо, связанное с людьми авиации? О выборе между двумя стихиями, о том, что сделало небо с его характером, рассказывает лётный директор ООО «Авиакомпания "ГеликсАэро"» Александр Леонидович Зубаков.



– Александр Леонидович, расскажите, когда и где Вы родились?
– Я родился в 1958 году в Кириллове – небольшом старинном русском городке в Вологодской области.



– Кем по профессии были родители?
– Отец был занимался прокладкой ЛЭП по деревням – дарил людям свет. Прошёл всю Великую Отечественную войну, дошёл до Берлина и вернулся с победой. Мама всю жизнь работала на почте.


– Когда «познакомились» с авиацией?
– Помню, лет шесть-семь мне было. Я тогда часто наблюдал, как в небе Ан-2 пролетал – где-то на окраине нашего города был аэродром. Когда построили дорогу и стали ездить автобусы, аэродром стал не нужен и самолёт перестал летать.


– Получается, случай из детства определил Ваше будущее?
– Желание пойти в авиацию как-то само собой возникло. Когда начал задумываться о будущей профессии лет в 12-15, меня манили две стихии – небо и море. Перечитал в детской библиотеке про лётчиков все книги, ждал, чтобы поскорее допустили во взрослую.



– Кто были тогда Ваши кумиры?
– Все лётчики нравились. Особенно довоенных 30-40-х годов. Это было время великих перелётов, открытий и подвигов, когда летали в Америку через Северный Полюс, спасали папанинскую четвёрку…


– Конечно, став постарше, записались в авиамодельный кружок?
– Нет. В те годы в нашем городе ничего подобного не было: ни авиамодельных кружков, ни планерных школ.


– Как родные отнеслись к тому, что Вы решили посвятить себя «пятому океану»?
– Они до последнего не знали, когда поступал в авиационное училище.


– Какое учебное заведение Вы выбрали?
– После армии знал, что буду поступать в вертолётное. И снова повлиял случай. Это было ранней весной. Я тогда водителем до поступления работал. Еду, смотрю – движение перекрыто, везде ГАИ и вертолёт стоит – привезли кого-то. Ну этот образ у меня и отложился. Стал узнавать, где учатся на вертолётчиков. Нашёл в газете перечень лётных училищ и написал во все. На тот момент было Краснокутское, Бугурусланское, Сасовское и Кременчугское – вызов пришёл из всех. Я выбрал Кременчугское.


– Сложно было поступать?
– Требования по здоровью были жёсткие – всё должно было быть идеально. А ещё, когда поступал в 1979 году, впервые ввели профотбор – проверяли уровень интеллекта: тестирование проводили, задачи задавали на скорость, логику, сообразительность. Потом это нововведение стало обязательным.


– Сколько лет учились и какую получили специальность?
– 2 года 10 месяцев. Пилот вертолёта.


– Куда попали по распределению?
– Поехал в Киргизию. Хотел поближе к дому, но такой возможности не было. Основное распределение было на Дальний Восток, Камчатку, в Западную Сибирь, Тобольск – там был большой спрос на вертолётчиков. У нас было негласное правило – распределение проходило по результатом учёбы. Кто хорошо учился – имел право первым выбрать любой пункт из списка, кто учился похуже или с дисциплиной было неважно – выбирал в последнюю очередь. Я шёл в первой десятке. Но у нас договорённость между собой была: если было место, откуда товарищ – ему уступали. Даже кто хотел, не поехал бы туда. На Западную Украину было три места – туда и поехали все трое, кто оттуда родом. Всё честно. У меня не было распределения, куда бы я хотел. А на тот момент сестра жила и работала в Киргизии. Я и согласился. Так и попал туда волей случая.


– Нравилась работа?
– Наша эскадрилья базировалась в городе Ош. Выполняли несколько видов работ: авиационно-химические, поисково-спасательные, патрулировали нефтегазопроводы, автодороги с инспекторами ГАИ, возили геологов в горы. Работа была сложная, но интересная. Большой багаж знаний и практики приобретён за те годы. С руководством и коллегами тоже повезло. Ребята были на один-два года постарше, до сих пор общаемся. Потом, когда началась перестройка, все уехали оттуда. Никого не осталось. Я первый уехал в Пермь.


– Почему выбрали Пермь?
– Когда был в Кременчуге на инструкторских сборах, познакомился с товарищем из Перми. Я уже тогда подыскивал новую работу и дал ему свои координаты. Через пару месяцев пришла телеграмма: «На Бахаревкеосвобождается местечко. Если хочешь – приезжай». Так и оказался в Перми. Это было осенью 1990 года.


– Как продвигались по карьерной лестнице?
– Первое время работал пилотом на Бахаревке. Дежурили в три смены: в санавиации вылеты были практически каждый день. В 1993 году попал в авиакомпанию «Геликс». У них тогда вертолёты Ми-2 появились и набирали новый персонал. Отбор претендентов тоже был достаточно серьёзный. Позже, когда вертолёты передали в новую компанию «Газпром Авиа», нас туда перевели вместе с вертолётами. Там проработал ещё двадцать лет. Занимались облётом газопровода, доставкой служебных пассажиров. Позже вернулся в «Геликс», где был на должности заместителя директора, потом заместителем начальника лётной службы. Сейчас я на пенсии, но продолжаю работать уже на земле лётным директором «Авиакомпания "ГеликсАэро"» – дочерней компании «Геликса» Я вертолётчик «от усов и до хвоста».


– Что было самым сложным в работе?
– Самая большая проблема – плохие метеоусловия. Из-за этого очень тяжело держать курс и управлять вертолётом. Бывало, попадёшь в снежный заряд – и летишь вслепую. Зато в хорошую погоду от полёта получаешь одно удовольствие.


– Расскажите про свой первый вылет.
– Это было в училище. Первый инструктор, с которым я поднимался в небо, была Мария Тимофеевна Князева. Она была наш единственный инструктор-женщина. Летала на Ан-2, Як-18, Ми-2. Точно также хорошо помню свой первый вылет, когда переучился на иномарку – там всё совершенно по-другому, другая кинематика и поэтому все действия по управлению вертолетом противоположные.


– Как Вас изменила авиация?
– Полностью поменяла характер – научила быть спокойным и уравновешенным, потому что в авиации каждый поступок должен быть взвешен, обдуман и обоснован. Меня сложно вывести из себя. Уметь видеть на перспективу – в жизни это здорово помогает. Кто этого не понял, не усвоил – долго не летает.


– Чем увлекаетесь?
– Делаю изделия из дерева в своей мастерской в гараже. Супруге очень нравится дерево в интерьере нашего дома. Люблю ощущать запах свежей стружки и дерева!


– Расскажите про свою семью.
– С женой мы вместе уже тридцать восемь лет. А познакомились в Киргизии, где жила её тётя и куда она приехала поступать торговый техникум. Получается, что я не зря туда стремился! У нас двое детей и пока один внук.

– Ваши профессиональные заслуги.
– За безаварийный налёт часов награждён Почётной грамотой губернатора Пермского края к 90-летию гражданской авиации. Самое главное лично для меня то, что отработал все годы безаварийно. Были нештатные ситуацию, но всё заканчивалось благополучно – вот, что особенно ценно.

Гафурова Анджела

Аэропорт Бахаревка
Михаил Шестаков
Жить и летать
Пермский центр обслуживания воздушного движения
Виктор Иванов
Мечта о небе
Аэропорт Большое Савино
Валерий Батраков
Вам - взлет!
Аэропорт Бахаревка и авиакомпания "Геликс"
Владимир Быковский
Бескрайние горизонты