ВАМ - ВЗЛЕТ!
Валерий Батраков

Пилот, командир вертолета Ми-2


«Самый счастливый день – когда прошёл свою первую ВЛЭК»

Старшее поколение, воспитавшееся на добрых произведениях советских классиков, хорошо помнит слова песенки Роберта из кинофильма «Дети капитана Гранта». Её смысл сводится к тому, что за свою мечту нужно бороться, ведь «кто ищет – тот всегда найдёт». Об этом, как никто другой, знает Валерий Васильевич Батраков, пилот, бывший командир вертолёта Ми-2.


Первые изобретения
Валерий Васильевич Батраков родился в Перми в 1951 году в семье рабочих машиностроительного завода им. В.И. Ленина. Среди родственников, связавших свою жизнь с авиацией, был только его дядя – командир таких воздушных судов, как Ил-14, Ан-10, Ан-12, Ту-154. Зато маленький Валера уже в детстве решил для себя, авиация – это его будущее. Будучи второклассником, записался в школьный авиамодельный кружок. «Но больше я самостоятельно всё делал. Моя первая модель – речной катер, а потом уже пошли одни планеры, самолёты», – признаётся Валерий Васильевич.

Та самая книга
Не зря его настольной книгой, посвящённой труду лётчика, стала книга А. Маркуши «Вам – взлёт!». Кажется, герой этого интервью знает её наизусть – так увлечённо цитирует автора. «Пилотаж на малой высоте может закончиться тем, что вашим товарищам придётся потратиться на цветы» или вот ещё «Верь приборам – в трудную минуту они выручат тебя»…Все те прописные истины в памяти с тех детских лет остались. До того увлекательная книга!», – с азартом говорит Валерий Васильевич.


«Как-то понял, что это не моё»
После восьмого класса он поступил в механический техникум. Отучился полтора года, а когда началась специализация понял, что поторопился с выбором профессии и вернулся в десятый класс.


Впервые в небо
Десятиклассником Валерий Васильевич занимался в парашютной секции, правда, недолго – она распалась. В другой раз товарищ позвал его в парашютную секцию в спортивном клубе «Молот» при Ленинском заводе. Здесь в 1969 году он совершил свои первые три прыжка с парашютом.


Такой вот конкурс
После окончания школы военкомат предлагал ребятам-допризывникам поступать в офицерское училище. «А у меня мечта была – в лётное. Говорю, если в лётное, то пойду. Предложили. Начал проходить комиссию, но по слуху списали. Вышел из кабинета в угнетённом состоянии. В коридоре врач догнала, сказала: «Это не здоровье, это конкурс…».И я понял – у меня есть надежды! Потом увидел в газете «Звезда» объявление о приёме в гражданское авиационное училище. Для поступления требовалась медицинская справка по форме 286. Думаю, справка простая, сдал и всё. Ну и прошёл комиссию и подал заявление в Свердловск. Там Уральское Управление было и при нём приёмная комиссия. Ну и там мне сказали, что рубчик на барабанной перепонке – в лётчики не годитесь. Переписал заявление на техника, но тоже не прошёл – там ажиотаж был большой. Сходил в армию, отслужил в пограничных войсках на заставе на китайской границе. Пришёл в 1971 году».


Всё не то
После армии нужно было устраиваться на работу и идти учиться. Изучив специальности Политеха, Валерий Васильевич понял, что всё это ему не подходит: «Ни одна специальность меня не прельстила. Всегда хотел летать. Не представлял себя без авиации», – чувствуется какая-то дрожь в его голосе.


Самый счастливый день
Мечта не оставляла Валерия Васильевича, кажется, ни на минуту. «Когда служил в армии я, конечно, интересовался авиацией: у меня были всякие справочники, изучал историю авиации, модели самолётов (особенно прельщали самолёты ВОВ – знал все их данные). Меня даже «ходячей энциклопедией» прозвали. Решил ещё раз попробовать. Приехал в Большое Савино подавать заявление. Думаю, напишу в лётное, а если не пройду – тогда уже в техники. И подал в Омское лётно-техническое училище гражданской авиации: там и лётчиков, и техников готовили. А когда стал в Свердловске ВЛЭК проходить, врач посмотрел, и говорит: «А у вас рубчик в барабанной перепонке». Говорю: «Ну и что?», а сам весь напрягся. «Придётся проходить расширенное исследование: аудиограмму, барокамеру». Говорю: «А если пройду?!». «Тогда годен!», – сказал врач. И прошёл. Самый счастливый день был тогда. Учился все два года на отлично. Мне нравилась учёба». Было это в 1972 году.

Вторым пилотом
1974 год. Мечта Валерия Батракова сбылась, он – пилот гражданской авиации. В те годы выпускники училища получали направления: «К нам приехал «покупатель» – из Уральского Управления гражданской авиации, отбирать молодых пилотов. Мы с другом в Пермь записались. Определили нас во вторую эскадрилью122-го лётного отряда», – рассказывает Валерий Васильевич. Здесь, на аэродроме Бахаревка, проработал вторым пилотом на Ан-2 три года.


Пересел на вертолёт
Он мог летать вторым пилотом и дальше, но не хотел. По правилам, через два года можно было пойти на командира – отлетав по программе определённые часы. Но, хотя программа была отлётана, свободных мест на тот момент не оказалось. «Ну, а тут мне предложили переучивание на вертолёт Ми-2.Куда деваться? Я и пошёл. Год отлетал и понял, что не зря. Очень мне всё нравилось. Ни разу не пожалел, что стал летать на вертолете. Работы много было: и санитарная авиация, и нефтяники, газовики, геологи, охотинспекция и многие другие. Обслуживали рейсы по всему краю, также работали в Удмуртии, Тюменской и Свердловской областях. А в 1998 году перешёл в новую авиакомпанию «Геликс».


О самом важном
На вопрос что главное в авиации и чему в ней нет места, Валерий Васильевич отвечает без раздумий: «Дисциплина и ответственность. Разгильдяйству здесь нет места! Быть готовым ко всему: к ухудшению погодных условий, к различным непредвиденным ситуациям – полёт один на другой не похож. Говорят: «Знаешь на земле на четвёрочку – в небе – на троечку». Получается, на земле надо на пять знать, как минимум. В авиации всё серьёзно», – не без строгости замечает Валерий Васильевич.


Про самое дорогое
А ещё он признался, что было тяжело подолгу находиться в отрыве от дома. Когда сыну было четыре месяца, уехал в Кременчуг на переучивание на вертолёт. «Понимал, что если откажусь, придётся ещё долго летать на Ан-2 вторым пилотом. А тут сразу стал командиром – зарплата выше, семья довольна», – улыбается Валерий Васильевич.


Слова благодарности
О своём первом наставнике – командире Ан-2 Николае Петровиче Никонове Валерий Васильевич говорит с трепетом. «То, что он мне показал, запомнил навсегда. Он не только обучал, но и доверял, надеялся на меня, возлагал ответственность и давал больше самостоятельности».


С авиацией вместе
Теперь Валерий Васильевич на пенсии. Рядом – любимая и всегда понимающая супруга, любящие дети и внуки. Его трудовой стаж – тридцать семь с половиной лет. В пенсионном фонде при назначении пенсии сказали, что по налёту часов выслуга составляет девяносто восемь с половиной лет, больше чем возраст. Но с авиацией он не расстаётся: делает авиамодели, пилотирует самолёты и вертолёты на домашнем авиасимуляторе: «Во всех аэропортах мира побывал. Как по-настоящему летаешь. Это меня радует!», – делится герой интервью. А ещё он занимается подводной охотой и очень мечтает прокатиться на автожире. Что ж, придётся сбыться и ещё одной мечте человека с поистине удивительной судьбой. И никак иначе, ведь его кредо – «Кто весел – тот смеётся, кто хочет – тот добьётся, кто ищет – тот всегда найдёт!».


Гафурова Анджела

Читайте также...
Всероссийский аэроклуб
Василий Каменский
Дважды рожденный
Авиация Лысьвы
Владимир Вьюгов
Увлеченный небом
Авиация Лысьвы
Олег Вьюгов
Всегда в движении
Авиакомпания "Геликс"
Алексей Панычев
Романтика полетов