СДЕЛАЛ - ПРОВЕРЬ
Владимир Баяндин
Военный летчик-инструктор

«Моя задача - сделать так, чтобы все научились летать, летать, летать и никогда не падали!»
Вокруг мягкого бархатного кресла, в котором сидит пожилой мужчина с белыми, словно дымка от самолёта, волосами, расположились девять ребят. Большими любопытными глазами они смотрели на своего деда и наперегонки задавали вопросы. Под напором просьб Баяндин Владимир Викторович начал свой рассказ о том, как и почему его жизнь стала синонимом к слову «авиация»…

«Я появился на свет, когда небо было уже мирным – спустя два года после Победы. Мне кажется, что с того самого 10 апреля 1947 года я уже подсознательно мечтал о небе. Сначала я был лётчиком-спортсменом в Авиационно-спортивном клубе на планерном отделении. Летал на планерах Приморец, L-13 Blanik. Потом попросил перевести меняв самолётное звено на Як-18А. Когда стал старше, в 1967 году, поступил в Оренбургское авиационное училище лётчиков и был его курсантом.

Дедушка, ты же говорил, что когда-то был военным лётчиком? Но если война уже закончилась, то разве ещё нужны такие пилоты?
«Конечно, нужны! Охрану воздушных рубежей Родины никто не отменял. Я был военным лётчиком-инструктором. Более десяти лет учил лётному мастерству военных лётчиков вооружённых сил нашей страны и других дружественных нам государств. Это был, пожалуй, один из самых важных периодов в моей лётной жизни. Именно тогда я приобрёл бесценный профессиональный опыт обучения лётчиков-истребителей из 19 стран…»

Дедуль, а сложно ли было общаться с людьми, живущими на других континентах? Они же совсем всё по-другому понимают…
«Они, внучка, понимают всё так, как ты им объяснишь. Поэтому я и говорю, что обучение иностранных лётчиков было важным опытом в жизни – учишься находить общий язык с человеком, преодолевать барьеры в общении, выражать свои мысли так, чтобы тебя правильно поняли…
Ну, а потом меня перевели в Ворошиловградский учебный авиационный центр, где сначала я был заместителем начальника, а затем после развала Советского Союза – начальником. Но эта история продлилась недолго: мне пришлось увольняться из вооруженных сил. Украина начала отделяться, обстановка была напряженной. Говорили, что русский лётчик не может занимать такую должность на Украине. Пришлось оставить товарищей, любимую работу, два аэродрома… Не осталось уж ничего от этих мест, кроме развалин. До сих пор друзья отправляют мне фотографии оттуда…. Печально это всё…»

– А потом, дедушка, ты стал бывшим лётчиком?
«Запомни: бывших лётчиков не бывает! Я вернулся в Пермь уволенным подполковником и первоклассным лётчиком-инструктором, но хотел и был готов работать. 90-е были сложным периодом для страны. Ни войсковые части, ни гражданский аэропорт меня взять не могли. Работал сторожем, дворником. Хорошо, что было много товарищей, в том числе однокашников по аэроклубу. Они начали привлекать меня к проведению разных авиационных мероприятий в качестве организатора и консультанта. Так, судьба меня свела с замечательным человеком, Заслуженным военным лётчиком Анатолием Григорьевичем Железновым, который поддержал меня. С его подачи мне предложили работу в планерном авиационно-техническом спортивном клубе. Затем, я был начальником Пермского аэроклуба ДОСААФ, причём в очень хорошее для пермской спортивной авиации время. Тогда часто проводились различные мероприятия, приуроченные к значимым датам, например, День воздушного флота. Ну, а потом пришло время уступать дорогу молодым, и я ушел работать в авиакомпанию. Сейчас, дети, как вы знаете, я продолжаю летать с пилотами частной авиации в качестве инструктора. Я очень рад, что мой опыт до сих пор ценится и востребован…»

– Дедушка, а я тоже хочу стать пилотом, как ты!
«Это похвально, мой родной, но учти: авиация ошибок и отсутствия характера не терпит! Несмотря на то, что сейчас у вас гораздо больше технических возможностей, тестовые компьютерные программы и различные тренажёры, ничто не заменит в обучении реальные полёты. Именно в процессе пилотирования ты учишься вовремя замечать и устранять ошибки. Вот вы, к примеру, знаете, что лётчик-истребитель за 5 минут выполняет порядка 2500 операций? Это большая ответственность. Нужны внимание, смелость, упорство и дисциплина. Как у нас в авиации говорят: «Прежде, чем что-то сделать – подумай, а когда сделал – проверь».

– А бывало так, что лётчик не подумал и не проверил?
«Да было, конечно, как без этого. Я и сам допускал ошибки. Вот, в Луганском авиационном центре полетел на проверку одного пилота. Задание у него было –отработать вывод самолёта из сложного положения по приборам под шторкой с отключённым авиагоризонтом. Это прибор, который показывает пространственное положение самолёта. Упражнение не из простых. Вижу – недостаточно чётко лётчик действует при выводе, допускал ошибку в координации. Предложил пару раз сделать вместе. Ну, на третий раз говорю ему: «Теперь давай сам». Я отпустил руку управления самолётом и начал следить за полётом. Вижу, вроде нормально всё идёт… А он, проверяемый лётчик, видимо, не понял команды и думая, что я продолжаю управлять, расслабился. Фактически через пару мгновений самолёт пошёл вниз, и мне пришлось снова выводить его из пикирования. С того момента я себе уяснил: передача управления должна быть чёткой, нужно обязательно убедиться в выполнении приказа подопечным».

Владимир Викторович сразу обозначил свою главную миссию и задачу, как лётчика-инструктора: «Моя цель – научить всех летать, летать, летать и никогда не падать!». По этому принципу он обучил много пилотов, в том числе иностранных. Об авиации военный лётчик-инструктор говорит, как о главной ценности в жизни. Для него летать – значит жить, а о трудностях не может идти и речи.

«Трудности? Я настолько люблю авиацию, что любые преграды кажутся мелочными. Если что-то не получается – ищешь и находишь выход. И так – всегда».

По мнению Владимира Викторовича, лётчик-инструктор, да и вообще любой пилот – это вечный студент. Потому что к каждому полёту нужно детально готовиться. Полётам нужно учиться всю жизнь. Каждый взлёт – это не только новые прекрасные мгновения полёта, но и новые знания и опыт. Это постоянный анализ и работа над собой.

Ощущение полёта, манёвр и владение пространством, бескрайнее небо и неповторимые пейзажи облаков, красота просторов родной земли не могут сравниться ни с чем. Вот, за что Владимир Викторович любит авиацию.
Товарищество – вот, что, исходя из разговора с лётчиком, является неотъемлемой частью русской авиации. Владимир Викторович до сих пор поддерживает общение со многими своими сослуживцами, коллегами, учениками, однокашниками по аэроклубу и лётному училищу. Переехав в детстве из Кунгура в Пермь, он учился в школе № 47, «школе героев», и, как признаётся сам лётчик, до сих пор очень дорожит памятью о школе, товарищами по парте.
Он увлекается радиоэлектроникой, любит дарить своим друзьям ретро радиоприёмники, которые ремонтирует и восстанавливает сам.

Таким предстал перед нами Баяндин Владимир Викторович: добрым дедушкой с невероятно богатым опытом военного лётчика, который воспитал и подготовил не один десяток настоящих специалистов. И который теперь воспитывает девять своих замечательных внуков.


Анастасия Леонтьева

Читайте также...
Всероссийский аэроклуб
Василий Каменский
Дважды рожденный
Авиация Лысьвы
Владимир Вьюгов
Увлеченный небом
Авиация Лысьвы
Олег Вьюгов
Всегда в движении
Авиакомпания "Геликс"
Алексей Панычев
Романтика полетов