СУДЬБА МОЯ - АВИАЦИЯ
Александр Дическул

Директор «Пермского авиационного техникума им. А.Д. Швецова»


«Всегда находятся люди, которые, действительно, делают великие дела, работают во славу российской авиации»

Александр Дмитриевич Дическул всю жизнь увлечён авиацией. Уже в юном возрасте будущий директор «Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова» знал, в какой сфере ему суждено работать. Любовь к профессии Александру Дмитриевичу привил его отец, Дмитрий Александрович, знаменитый человек в истории российской авиации, главный инженер Пермского моторостроительного завода имени Я. М. Свердлова, Герой Социалистического Труда.


Александр Дмитриевич вспоминает, что в его доме всегда речь шла о моторах, авиации, самолётах: «Мы с братом часто ездили на лётно-испытательную станцию во Фролы. Очень любили это место, потому что нам разрешали сидеть в кабине пилота, дёргать за ручки управления. Да и мы всё время пытались сами изучить строение самолёта. До сих пор помню, как в седьмом классе я с помощью большого плаката рассказывал одноклассникам о физических особенностях авиационного двигателя».

Александр Дмитриевич с теплотой говорит о своём детстве – той поре, когда он увлёкся авиацией, и своём юношестве, когда авиационное двигателестроение стало его осознанным выбором. После окончания школы № 12 г. Перми в 1968 году он поступил в Пермский политехнический институт на специальность «Производство авиационных двигателей».

«Я очень горжусь своей группой. Прошло столько лет, а нас до сих пор считают золотым выпуском кафедры авиационных двигателей, - рассказывает руководитель авиационного техникума. - Очень много знаменитых людей вышло именно с нашей кафедры, которые оставили большой след в двигателестроении России. Прекрасный пример - академик Российской академии наук Александр Александрович Иноземцев, который создал тот самый великолепный двигатель ПД-14. Это был огромный рывок в российской гражданской авиации».

С уважением и благодарностью он отзывается о своих педагогах, особенно выделяя заведующего кафедры Владимира Дмитриевича Ронзина, прививавшего студентам любовь к познанию. «У нас были очень хорошие преподаватели - и практики, и теоретики. Благодаря им мы не останавливались на тех знаниях, которые были даны в вузе, а всё время стремились узнать больше. И это умение научиться учиться – то, чего не хватает молодёжи».

После окончания института дипломированный специалист Александр Дическул был распределён на завод, и думал тогда, что его судьба будет связана с производством. На защите диплома председатель экзаменационной комиссии Павел Александрович Соловьёв, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР, пригласил выпускника на работу в Опытно-конструкторское бюро № 19. Но уже через два месяца Александру Дмитриевичу предложили заняться научной и педагогической деятельностью на кафедре. Он решил остаться в политехническом институте, которому посвятил ещё 29 лет. В 1986-м защитил кандидатскую диссертацию и через год перешёл на кафедру авиационных двигателей, где работал заместителем заведующего. После стал замдекана аэрокосмического факультета, а потом шесть лет сам заведовал кафедрой авиадвигателей.

В 1999 году ему выпал шанс стать директором «Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова». Пришлось выбирать. И вот уже более 20 лет он у штурвала этого особенного образовательного заведения, первого профессионального училища в Пермской губернии, которому недавно исполнилось 146 лет. Немало уникальных личностей вышло из стен техникума. В первую очередь, это Аркадий Дмитриевич Швецов, великий человек, создавший такие двигатели как М-25, АШ(М)-62, М-71 и другие.

Пермский авиационный техникум и теперь славится знаменитыми людьми, которые продолжают развивать авиацию всей страны: «Сейчас есть такая структура “Объединённая двигателестроительная корпорация”, которая связала все двигателестроительные предприятия России. Генеральным конструктором АО «ОДК» является Юрий Николаевич Шмотин, наш выпускник. Начальник полигона ОАО «Протон-ПМ» Михаил Сергеевич Окулов – тоже наш выпускник. И всегда находятся люди, которые, действительно, делают великие дела, работают во славу российской авиации», - с гордостью говорит Александр Дмитриевич Дическул.

Юнкор Юлия Косвинцева

Читайте также...
Аэропорт Большое Савино
Александр Егоров
И как без этого жить?
Аэропорт Большое Савино
Оксана Перминова
Провожать в полет
"Репродуктор-ПМ"
Марк Тененбойм
Мастер авиатехники
ДОСААФ
Сергей Кочин
Долго и счастливо