Обычно работу в авиации связывают с мальчишескими мечтами летать и страстью к небу. Но героя нашего интервью небо словно выбрало само, чтобы навсегда стать его призванием. О том, как случайное решение стало судьбоносным, рассказывает бывший заместитель главного инженера по инженерно-авиационному обеспечению самолётов аэропорта Большое Савино Анатолий Александрович Галкин.
– Анатолий Александрович, расскажите, где и когда Вы родились? –Я родился в 1949 году в Перми в семье рабочих Дзержинского завода.
– Обычно говорят, что пошёл в авиацию, потому что мечтал с детства. А как было у Вас? – Об авиации я никогда всерьёз не задумывался. После школы собирался идти работать на завод. В то время моя средняя сестра работала на Бахаревке. Прихожу как-то раз домой, а у нас в гостях её коллеги-техники сидят, беседуют. Спрашивают меня: «Ну что, молодой, куда пойдёшь?». Говорю: «На завод собрался». Сестра говорит: «Нет, пойдёшь к нам в аэропорт». Я согласился. Сначала хотели меняна перрон на механизацию пристроить, но мне тогда ещё не было восемнадцати. Ну они к начальнику авиационно-технической базы Машкивскому пошли: «Иван Ефремович, помогай!». Он говорит: «Ладно. Под свою ответственность возьму его мотористом на Бахаревку». Получается, в авиацию я случайно попал. Так и работал, пока в 1968 году в армию не ушёл. Отслужил два года в войсках технического обеспечения в роте охраны и вернулся обратно на Бахаревку.
–А где Вы получали образование? –В своё время я собирался пойти в институт, но так сложилось, что до него пока не добрался. И эта мысль была всегда. Как-то подходит ко мне инженер Анатолий Николаевич Харитонов и говорит: «Слушай, тут говорят, хотят людей в институт отправлять. Слышал, ты собираешься учиться?». Я говорю: «Конечно!». «Вот и езжай, – говорит. Я твою кандидатуру выдвинул». Так, в 1971 году я поступил от Бахаревки в Рижский институт гражданской авиации на механический факультет.
–Сколько лет обучались? –Отучился два курса и понял, что после института не хочу возвращаться на Бахаревку. Решил перевестись на заочное. Прихожу к декану Рижского института и говорю: «Хочу перевестись в Киевский». Он говорит: «Если привезёшь оттуда копию заявления о приёме – переведу». Я и поехал, но вместо Киева улетел в Москву. Пришёл в Московский институт гражданской авиации к декану механического факультета. Он взял мою зачётку, посмотрел и говорит: «С такой зачёткой возьму!». Я ему: «Только меня отпустят, если Вы заявление моё подпишите». Как оказалось, декан был хорошим приятелем декана Рижского института и без проблем подписал моё заявление. Вечером того же дня я уже был в Риге. Декан говорит: «Как ты успел туда и обратно?!Вижу знакомую подпись. Всё, раз берут – собирайся и иди туда». И уже оказавшись в московском институте, я сразу же поехал к начальнику авиационно-технической базы в Большом Савино устраиваться на работу.
– Какую специальность получали в институте? –Инженер-механик по самолётам и двигателям.
–В чём заключалась Ваша работа и как продвигались по карьерной лестнице? –Когда работал на Бахаревке, прошёл стажировку в Кольцово – изучил самолёты Ан-2 и Ли-2. Это было хорошим стартом, поэтому, когда пришёл в Большое Савино, меня взяли авиамехаником на участок трудоёмких работ по техобслуживанию Ил-18 и Ан-24.Через какое-то время перевели авиатехником с присвоением предпоследнего пятого разряда. Потом техником-дефектовщиком: выполнял комплекс работ по дефектации технического состояния авиатехники, проверку правильности составления нужной документации. Позднее взяли инженером в технический отдел, где проработал девять лет. А потом назначили начальником производственно-технического отдела, где проработал пятнадцать лет, и параллельно – два года начальником производства. Позднее – заместителем главного инженера по инженерно-авиационному обеспечению самолётов и параллельно начальником отдела. После сокращения АТБ в 2013 году ушёл на пенсию.
То есть всю жизнь занимался ресурсами самолётов. Основное моё дело было связано с ремонтом самолётов –их сдача и получение. Изъездил пол Советского Союза: изучал самолёты в Свердловске, Душанбе, Ульяновске, проходил стажировку в Горьком. Кроме того, все ремонтные заводы находились в центральных городах, поэтому часто приходилось ездить в Минск, Ростов-на-Дону, Киев, Иркутск. Ездил на расследования под Ленинград, Казань.
– Не было ли у Вас мыслей, что надо было всё-таки выбрать другую профессию? –Никогда. Когда после школы «затянули», потом после армии сам «затянулся», а после института уже никаких мыслей потусторонних не было. Только вперёд и с песнями!
–Что Вы чувствуете, когда видите результаты своего труда? – Это самые прекрасные чувства. Например, гуляем с товарищами по городу, самолёт летит. Я называю номер борта и откуда он идёт. Знаю, потому что я план составлял, документы подписывал на вылет. Знаю, куда и откуда какой самолёт полетит. Так что знать, что ты что-то значишь, что-то можешь – это очень хорошее ощущение.
– Изменила ли Вас как-то авиация? Назовите свои самые сильные качества. – Я каким был, когда меня приняли, таким и остался. Главное качество – ответственность. А ещё гибкость. Это умение сделать так, как хочет экипаж, но только если это допустимо в конкретной ситуации! Всегда своим диспетчерам говорил, что если кто-то из экипажа – бортинженер, бортмеханик или командир чем-то недоволен перед вылетом, если это возможно, сделать так, чтобы все были довольны. Это было нашим главным кредо. У нас всегда между собой были хорошие отношения.
– Легко ли было совмещать карьеру и семейную жизнь? –Вся моя жизнь была в движении, летать в командировки приходилось часто – раз в две недели. Но супруга всегда относилась с пониманием, ведь я работал по принципу всё в дом для семьи. Например, привозил из командировки дефицитные товары. Особенно любили, когда из Киева возил киевские торты – они очень ценились и нравились.
–Кто-нибудь из Ваших детей продолжил авиационную династию? –Некоторое время старшая дочь работала в авиакассах – сначала в Большом Савино, потом в городской. Младшая – экологом в Большом Савино. Но теперь обе занимаются предпринимательством.
–
Расскажите о своих увлечениях. – Я всегда был лодочником: из всех видов отдыха выбираю лодку с мотором, досуг на воде и природе. А ещё у меня есть два внука и одна правнучка.
–
Говорят, в авиации не бывает случайных людей. Кажется, для Вас эта фраза обрела свой особый смысл. Назовите людей авиации, ставших в Ваше судьбе неслучайными. –Конечно же, это мой первый начальник – будущий министр гражданской авиации СССР Машкивский И.Е., который взял меня в аэропорт ещё совсем мальчишкой. Это инженер А.Н. Харитонов, который достал мне «путёвку» в институт. И, конечно же, это моя сестра, которая «заманила» меня в аэропорт. Я благодарен жизни за встречу с ними и многими другими хорошими людьми, которые всегда помогали в каких-то ситуациях. Благодаря этим людям у меня жизнь и сложилась.
Гафурова Анджела