ВЕРЕН АВИАЦИИ
Борис Балдин

Командир эскадрильи вертолётов Ми-8 второго объединенного авиаотряда (аэропорт Бахаревка)


«Не важно, где ты находишься - на земле или в воздухе, зная принципы работы летательного аппарата, ты всегда можешь найти выход из любой, даже самой сложной, ситуации!»

Если вас попросят описать человека, посвятившего себя авиации, то, скорее всего, вы представите себе бравого лётчика. Опытного, целеустремлённого, амбициозного. Таким был пилот первого класса Борис Семёнович Балдин. Как и большинство людей, связавших свою жизнь с небом, он остался верен ему навсегда.


Борис Семёнович родился 2 сентября 1945 года в Перми, в семье военнослужащего, отдавшего свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Страсть к полётам и летательным аппаратам у мальчика проявилась ещё в молодые годы, несмотря на то, что среди его родственников авиаторов не было.


Свой путь в авиации Борис Семёнович начал в 15 лет с моторостроительного завода им. И.В. Сталина (сейчас «ОДК-Пермские моторы»). Здесь почти пять лет трудился курьером, слесарем и токарем. В эти же годы он решил учиться в Пермском областном аэроклубе – летал на планере, совершал свои первые прыжки с парашютом. В армии его судьба тоже была неотделима от неба и «железных птиц», там ему довелось обслуживать самолёт ИЛ-14. В 1973 году Борис Семёнович окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации, где получил своё первое образование по специальности «Пилот вертолёта Ми-4».
«Он всегда стремился развиваться. Возможно, это было некое предвидение. Окончив училище, он мог продолжать работать пилотом много лет, но он решил получить и высшее образование. В будущем это было очень полезно», - вспоминает его сын Вадим Балдин.


В 1981 году Борис Семёнович получил ещё один диплом в этот раз об окончании ленинградской Ордена Ленина Академии гражданской авиации. К тому времени он успел добавить в свою профессиональную копилку опыт работы в отдельном авиационном транспортном полку ВВС по эвакуации возвращаемых космических объектов и космонавтов. Он принимал участие в спецзадании по встрече и доставке космонавтов П. И. Беляева, А. А. Леонова, В. М. Комарова.

Высшее образование открыло для Бориса Семёновича дорогу в командно-лётные должности и позволило ему внести большой вклад в воспитание будущего поколения лётчиков. Он работал пилотом-инструктором на аэродроме Бахаревка, где подготовил более 50 командиров ВС. Интересную историю о мастерстве Бориса Семёновича вспоминает его коллега Сергей Константинович Власов: «Командир вертолёта Ми-2 Виктор Балабаев выполнял работу у нас в районе. Пилот почувствовал, что вертолёт слабо реагирует на изменение поворота руля и вяло выходит из заданного положения. Чтобы разобраться с этим он вышел на нашу частоту и связался с Балдиным, описал ему ситуацию. Борис Семёнович посоветовал посмотреть, какое у него масло. Лопасти вертолёта закреплены на трёх шарнирах, в каждый заливается масло и очень важно, чтобы оно соответствовало температуре. Есть масло для летнего периода, зимнего и переходного. И на самом деле, суть дела была в этом. Пилот поднялся высоко, а масло было не заменено. Балдин посоветовал ему спуститься пониже, чтобы вернуть контроль над вертолётом. Пилот так сделал и успешно вернулся, чтобы заменить масло и продолжить работу».
Безупречная служба в качестве пилота-инструктора помогла Борису Семёновичу продвинуться по карьерной лестнице. С 1986 года он трудился в Главном управлении лётной службы Министерства гражданской авиации СССР. За время работы в министерстве Борис Семёнович принимал участие в расследованиях авиационных происшествий, освоении и вводе в эксплуатацию новой авиатехники Ми-26, Ми-38, Ту-204, Ил-96. Также участвовал в разработке воздушного кодекса, федеральных авиационных правил (ФАП) и иных законодательных актов современной России.

В 2015 году Бориса Семёновича не стало. Сослуживцам, коллегам и ученикам он запомнился амбициозным и высококлассным мастером своего дела. Он сумел оставить свой след в гражданской авиации Перми и Российской Федерации не только достижениями в деятельности министерства. Он был истинным пилотом первого класса, на счету которого более семи тысяч часов налёта на всех типах ВС.

«Не важно, где ты находишься - на земле или в воздухе, зная принципы работы летательного аппарата, ты всегда можешь найти выход из любой, даже самой сложной, ситуации!» - эти напутственные слова хранит в памяти его сын Вадим Борисович, директор АО «Авиакомпания «Геликс» и продолжатель авиационной династии Балдиных.


Михаил Боталов

Читайте также...
Авиа-образование
Людмила Хименко
По другую сторону авиации
Авиа-образование
Галина Смагина
Одна такая
Авиакомпания "Геликс"
Сергей Лупанов
Небо - счастье
Авиа-образование
Александр Дическул
Судьба моя - авиация