Если вас попросят описать человека, посвятившего себя авиации, то, скорее всего, вы представите себе бравого лётчика. Опытного, целеустремлённого, амбициозного. Таким был пилот первого класса Борис Семёнович Балдин. Как и большинство людей, связавших свою жизнь с небом, он остался верен ему навсегда.
Борис Семёнович родился 2 сентября 1945 года в Перми, в семье военнослужащего, отдавшего свою жизнь за победу в Великой Отечественной войне. Страсть к полётам и летательным аппаратам у мальчика проявилась ещё в молодые годы, несмотря на то, что среди его родственников авиаторов не было.
Свой путь в авиации Борис Семёнович начал в 15 лет с моторостроительного завода им. И.В. Сталина (сейчас «ОДК-Пермские моторы»). Здесь почти пять лет трудился курьером, слесарем и токарем. В эти же годы он решил учиться в Пермском областном аэроклубе – летал на планере, совершал свои первые прыжки с парашютом. В армии его судьба тоже была неотделима от неба и «железных птиц», там ему довелось обслуживать самолёт ИЛ-14. В 1973 году Борис Семёнович окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации, где получил своё первое образование по специальности «Пилот вертолёта Ми-4».
«Он всегда стремился развиваться. Возможно, это было некое предвидение. Окончив училище, он мог продолжать работать пилотом много лет, но он решил получить и высшее образование. В будущем это было очень полезно», - вспоминает его сын Вадим Балдин.
В 1981 году Борис Семёнович получил ещё один диплом
– в этот раз об окончании ленинградской Ордена Ленина Академии гражданской авиации. К тому времени он успел добавить в свою профессиональную копилку опыт работы в отдельном авиационном транспортном полку ВВС по эвакуации возвращаемых космических объектов и космонавтов. Он принимал участие в спецзадании по встрече и доставке космонавтов П. И. Беляева, А. А. Леонова, В. М. Комарова.
Высшее образование открыло для Бориса Семёновича дорогу в командно-лётные должности и позволило ему внести большой вклад в воспитание будущего поколения лётчиков. Он работал пилотом-инструктором на аэродроме Бахаревка, где подготовил более 50 командиров ВС. Интересную историю о мастерстве Бориса Семёновича вспоминает его коллега Сергей Константинович Власов:
«Командир вертолёта Ми-2 Виктор Балабаев выполнял работу у нас в районе. Пилот почувствовал, что вертолёт слабо реагирует на изменение поворота руля и вяло выходит из заданного положения. Чтобы разобраться с этим он вышел на нашу частоту и связался с Балдиным, описал ему ситуацию. Борис Семёнович посоветовал посмотреть, какое у него масло. Лопасти вертолёта закреплены на трёх шарнирах, в каждый заливается масло и очень важно, чтобы оно соответствовало температуре. Есть масло для летнего периода, зимнего и переходного. И на самом деле, суть дела была в этом. Пилот поднялся высоко, а масло было не заменено. Балдин посоветовал ему спуститься пониже, чтобы вернуть контроль над вертолётом. Пилот так сделал и успешно вернулся, чтобы заменить масло и продолжить работу». Безупречная служба в качестве пилота-инструктора помогла Борису Семёновичу продвинуться по карьерной лестнице. С 1986 года он трудился в Главном управлении лётной службы Министерства гражданской авиации СССР. За время работы в министерстве Борис Семёнович принимал участие в расследованиях авиационных происшествий, освоении и вводе в эксплуатацию новой авиатехники
–Ми-26, Ми-38, Ту-204, Ил-96. Также участвовал в разработке воздушного кодекса, федеральных авиационных правил (ФАП) и иных законодательных актов современной России.
В 2015 году Бориса Семёновича не стало. Сослуживцам, коллегам и ученикам он запомнился амбициозным и высококлассным мастером своего дела. Он сумел оставить свой след в гражданской авиации Перми и Российской Федерации не только достижениями в деятельности министерства. Он был истинным пилотом первого класса, на счету которого более семи тысяч часов налёта на всех типах ВС.
«Не важно, где ты находишься - на земле или в воздухе, зная принципы работы летательного аппарата, ты всегда можешь найти выход из любой, даже самой сложной, ситуации!» - эти напутственные слова хранит в памяти его сын Вадим Борисович, директор АО «Авиакомпания «Геликс» и продолжатель авиационной династии Балдиных.
Михаил Боталов