События начала 1920-х не могут не поражать нас и сегодня: разорённая войнами и тяжёлыми социальными потрясениями Россия вдруг совершила мощный рывок в небо. Всеобщую и страстную любовь к авиации, охватившую население Страны Советов, тогда наиболее ярко выразили художники, создатели советского авангарда, и, конечно, писатели и поэты. Приближая «крылатые дни», Владимир Маяковский в поэме «Летающий пролетарий», например, писал:«Чтоб вам уподобиться детям птичьим,В гондолу уютную сев,–Огнём вам в глаза ежедневно тычемБуквы –О.Д.В.Ф.»И эту аббревиатуру вскоре уже никому не надо было растолковывать, но мы переведём: это Общество друзей воздушного флота. В 1923 году в РСФСР появился первый гражданский авиаперевозчик – акционерное общество с красивым названием «Добролёт» (с 1930 года – Всесоюзное объединение гражданского флота).
В мае того же года в Перми появились его филиал, а также местная организация ОДВФ, вскоре расширенное и переименованное в ОСОАВИАХИМ - Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству. А всем известный родной «Аэрофлот» появится в 1932 году, в результате слияния головного общества с родственными фирмами Закавказья и Украины.
Начали пермские друзья неба с активной кампании по сбору средств на приобретение трёх самолётов. Назвать аппараты поначалу предлагалось так: «имени Пермской губернии». Организаторы акции и предположить не могли, что в ближайшее время весь Урал будет перекроен-переназван, вместо губернии появится огромная Уральская область с центром в Свердловске, а Пермь будет низведена до окружного (уездного) райцентра.
Однако деньги на самолёты к декабрю того же 1923 года пермяки собрали. Как пишет историк В.Ивашкевич, собрали даже больше, чем нужно было: 38 тысяч рублей (полновесных золотых, после недавней реформы). Кроме того, именно в те годы пермские предприятия начали выполнять разнарядку по приобретению «своих» самолётов. Например, авторемонтный завод (созданный на базе старого Любимовского), купит два аэроплана «Фарман» и два «Моска-Бис».
В личном распоряжении каждого руководителя крупных предприятий вскоре появится самолёт. Вспомним популярную старую кинокартину «Поезд идет на восток», где герои фильма отстают от своего поезда на вокзале города Молотов, а выручает их не кто иной, как директор моторостроительного завода, предоставив в распоряжение незадачливых путешественников воздушную «попутку», то есть, самолёт. Кстати, в Перми была и своя специфика: в 1930-е годы временную авиалинию из Перми на Красновишерск и Печору обеспечивали два гидроплана ГУЛАГа.
В 1933 году был создан пермский аэроклуб. Приурочили его создание, как и во всей стране, к первому дню авиации – Дню воздушного флота, который отмечался тогда 18 августа. В тот год по всему СССР было открыто 50 аэроклубов! Партия и правительство всячески поощряли аэроклубовское движение, под него была подведена серьёзная материальная и оргбаза. Например, каждый крупный завод должен был приобрести учебный самолёт. По сведениям историка В.Ивашкевича, трест «Камлесосплав» приобрёл два гидросамолёта.
На открытии Пермского аэроклуба, состоявшемся в Парке культуры и отдыха, выступали, как водится, партийные руководители. С особым интересом слушали сотни людей тов. Кескюла, весьма уважаемого военного, он был первым начальником школы авиатехников, с 1931 года. Как написала газета «Звезда» (20 августа 1933 г.), Кескюла выступил «с большим докладом…, в котором особо остановился на задачах, стоящих перед пермской общественностью в строительстве аэроклуба – важнейшего звена массовой авиаработы». И в завершение доклада он призвал развить соцсоревнование аэроклубов.
Сосуществование в городе военной школы авиатехников и аэроклуба сыграло благотворную роль в создании особой атмосферы уважения и даже почитания авиаработы. Совсем не случайно «в сороковые-роковые», уже в ближайшее время Пермь станет важным «поставщиком» героев-асов.
В 1932 году будет проведена реорганизация: приказом РВС от 27 ноября пермская школа станет Объединенной военной школой пилотов и авиатехников. В этом статусе третья школа ВВС РККА просуществует до 1938 года, когда она будет передана наркомату ВМФ.
Так Пермь станет колыбелью морских лётчиков. Немало героических страниц напишут питомцы этого училища. Один из выпускников Военно-морского авиационно-технического училища (ВМАТУ) Николай Павлинович Тюрин, ставший известным художником, вспоминал, как интересно и напряжённо проходили занятия, как строили курсанты гидроаэродром на правом берегу Камы; кстати, предметом особой гордости выпускников была форма, с морским кортиком у пояса. В училище было 8 гидросамолётов.
Примечательная хронология: ВМАТУ появилось в год образования самостоятельной Пермской области – в 1938-м. Свою морскую специфику оно утратит спустя 20 лет, когда станет ВАТУ, в составе ВВС УралВО. Произойдёт это событие в 1957 году, когда город вернёт своё родное имя «Пермь».
Централизованная система поощрения движения сделала своё дело. Но, конечно, без массовой поддержки молодёжи, без энтузиазма нового поколения ничего бы не удалось добиться. Этому способствовали и умелая пропаганда: поскольку молодое социалистическое государство оказалось в кольце врагов, нужно уметь защищаться! Милитаризация сознания, необходимость восстановления промышленности и во многом перевод экономики на военные рельсы – всё это способствовало небывалой, массовой поддержке новых отраслей.
В те далекие годы профессия лётчика стала самой популярной, это даже не сравнить с увлечением космосом, которое охватит наше общество спустя несколько десятилетий. Космос всё же далеко. А тут и до самолёта можно дотронуться даже руками, и на летчика можно не только полюбоваться, но и стать им. Лётчики – любимцы публики.
А с чего начинали? С кружков!
Пермские авиамодельные и планерные кружки, существовавшие до поры разрозненно, получили к 1927 году свою базу – Дом обороны, здание в Тополевом переулке. По воспоминаниям ветерана движения, одного из первых авиамоделистов Владимира Петровича Бурдина, уже в те годы работали аэроглиссерная, аэросанная и авиамодельная секции. Поначалу многие материалы выписывали из Москвы: тросы, крепёж, трубы. И только лес брали на месте.
Город также преобразился; броская реклама с авиамотивами – на каждом шагу. Ещё и сейчас кое-где (и на пожарной вышке, и даже на бывшем детском садике) встречаются скульптурные барельефы, с самолётиком, винтовкой и призывом «Крепи оборону СССР!».
Планы молодого аэроклуба были грандиозные. Спустя год послеего организации активисты сообщили через газету «Звезда» (18 ноября 1934 г.) о необходимости «Городка авиации»:
«Здесь будет большая гостиница на 200 номеров. Нижний её этаж будут занимать водная, лыжная станции, большой спортивный зал, красные уголки, клуб, столовая. Здесь же оборудуются водное поле, ангары для посадки гидросамолётов, причальная мачта для дирижабля (!), и в довершение всего здесь будет возвышаться огромный дворец авиации».С дирижаблем ничего не вышло, по вполне объективным причинам, эти воздушные «динозавры» отживали свой век. Гидросамолётов будет не так много, акценты в развитии малой авиации сместятся. Кстати, не всё названо, здесь можно добавить ещё парашютную вышку, установленную в Красном саду, ныне Парк культуры и отдыха (с американскими горками не сравнится, это не просто аттракцион, а – прыгнул с вышки – всё, готов к труду и обороне!). А всё остальное со временем появится! Даже дворец авиации. Им, с некоторой натяжкой, можно будет считать грандиозный ДК им. Сталина (ныне Солдатова), в оформлении которого тема авиации стала лейтмотивом, начиная со скульптур лётчиков.
На здании дворца есть мемориальная доска, установленная в честь одного из выпускников Пермского аэроклуба – Павла Бабайлова, Героя Советского Союза, лётчика-истребителя, который сбил 27 вражеских самолётов и ещё четыре в составе группы. Начинал будущий ас свою самостоятельную трудовую жизнь в клубе авиамоторостроительного завода, работал киномехаником. Только представим: вечерами крутит фильмы и прочее, а в урочный день и час Павел спешит в аэроклуб, где учится крутить фигуры высшего пилотажа… Обычная биография для юноши тех лет.
Пермский аэроклуб сразу стал центром всей авиаработы в области, ведя плановую подготовку пилотов и авиатехников, планеристов и парашютистов. К концу 1933 года в аэроклубе было пять самолётов.Очень действенным способом пропаганды авиации стали агитперелёты, которые практиковались в Перми в 1920-30-е годы. Первыми самолётами с рекламой «Все в авиахим!» стали «Юнкерсы», эти машины были приобретены советским правительством у Германии в 1920-е годы, на золотые рубли. К пермякам прилетали этими рейсами писатели Борис Пильняк, Вера Инбер; о своих встречах и впечатлениях они вскоре напишут интересные книги. Не отстанет от литераторов и один из пилотов этих самолётов, Леонид Полярный, который также станет писателем.
Самое привлекательное в такой агитации – это круговые полёты над городом. Как и приезжие лётчики, так и позже лётчики-инструкторы Пермского аэроклуба в качестве демонстрации брали на борт пассажиров. Это было платное удовольствие, ценой до трёх рублей, но в качестве вознаграждения получали билет на воздушную прогулку и стахановцы, и активисты, лидеры сбора средств на развитие авиахима.
На всю жизнь сохранила благодарную память о таком полёте старожил Перми Маргарита Николаевна Мотовилова (Русских). Её взяли прокатиться на самолёте, когда ей было десять лет. Летели с приключениями, рассказывала долгожительница, восторг смешивался со страхом. Приземлились не на аэродром даже (полоса оказалась занята), а возле деревни Суханки, это недалеко от трамплина. Пилотом, который так умело вёл самолёт, был Иван Путинцев; в годы войны он погибнет, защищая Ленинград; похоронен на Пискарёвском кладбище…
В 1940 году был открыт пассажирский авиарейс Молотов-Свердловск. Обслуживал его самолёт «Сталь-2». Так начиналась летопись 207-го авиаотряда спецприменения и местных авиалиний. И был в этой летописи свой форс-мажор, сравнимый разве что с операцией по спасению челюскинцев: в августе лётчики отряда искали, а потом в течение 13 дней поддерживали экспедицию на Кваркуше (одном из самых высоких горных хребтов на Северном Урале).
К концу года удалось перевезти около 200 пассажиров; появятся самолёты По-2 и Я-6, рейсы дотянутся до Магнитогорска и Челябинска на юге, до Кудымкара и Гайн – на севере. Аэродром находился на Горках, примерно в районе нынешней площади Дружбы. (Остатки старого ангара торчали возле школы на ул.Ким до 1990-х лет, пока их не увезли на металлолом).
4 июля 1940 года Пермской облисполком принял решение об организации в нашей области санитарной авиации.
…Перелистывая первые страницы летописи аэроклуба, нельзя пропустить такой факт.
В 1942 году весь лётно-технический состав аэроклуба ушёл добровольцами на фронт. Вернуться было не суждено многим… Среди выпускников Пермского аэроклуба 24 Героя Советского Союза, один, Григорий Сивков, удостоен высшего звания дважды.Можно сказать, судьба каждого из питомцев клуба и необычна, и типична. Пермский аэроклуб был возрождён только в 1950-м году. Снова начались упорные занятия с теми, кто мечтает о небе. Поток этот не остановить. Сегодня пермский аэроклуб носит имя одного из своих выпускников Валерия Фёдоровича Полуновского. Он храбро воевал, сбил 13 самолётов противника, был представлен к званию Героя Советского Союза, но… В неравном бою 27 марта 1944 года был сбит, раненым попал в плен. Удалось бежать из плена, и после известных проверок, в 1945 году вновь воевал в своём полку. Однако «клеймо» пленного преградило лётчику путь в небо.
Справедливость восторжествовала только спустя многие годы. Валерий Фёдорович стал работать художником в драмтеатре, и одновременно – лётчиком-инструктором в Пермском аэроклубе, затем пенсия, но он остался там же, в родном клубе, методистом. А в 1990 году–гром и молния! – В.Ф.Полуновскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Награда нашла героя.
Между прочим, личный состав гражданского флота многие годы носил военную форму. Вплоть до середины 1950-х он был в подчинении Министерства обороны.В числе знаменитых выпускников аэроклуба есть и женщины, одна из них – Галина Олеговна Смагина, человек-легенда. Она не только сумела стать командиром пассажирского авиалайнера, но и стала автором целого ряда воздушных рекордов. Почётный гражданин Перми на лаврах не почивает. Став преподавателем авиатехникума, Г.О. Смагина создала музей авиации и космоса. В 2022 году состоялась презентация её книги «Влюбленная в небо».
«Ах, люди-лётчики!..» – восклицал в своих стихах Василий Каменский, поэт и один из первых российских авиаторов. Не случайно мы вспомнили этого неординарного человека. Время 1920-30-х, когда выросло поистине окрылённое поколение, можно сравнить только с временем Каменского, Васильева, Нестерова – с временем становления «на крыло» российской авиации. Даже ту самую традицию брать на борт пассажиров, и почётных, и платных, заложили наши первые российские летуны, летая на «Фарманах» и «Блерио», на своих «этажерках» и «полках».
Владимир Гладышев