Санавиация неотъемлемо связана с работой экипажей вертолетов и самолетов, которые осуществляют вылеты из пунктов базирования и вместе с медперсоналом перевозят тяжелобольных, спасают пострадавших а несчастных случаях. Поэтому в череде героев проекта, посвященного 100-летию гражданской авиации, не могли ни оказаться медики, которые работают в санавиации.Лариса Николаевна Ворожцова заведовала отделением экстренной и планово-консультативной помощи Пермской краевой клинической больницы с 1986 по 2019 гг. Сейчас Лариса Николаевна уже на заслуженном отдыхе, проживает за городом. Интервью с ней состоялось по телефону, и что, важно на нем присутствовало 30 студентов-медиков 5-го курса Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.А. Вагнера. После разговора с ветераном санавиации двое молодых людей заявили, что хотят работать в санавиации и что без этого интервью они никогда бы и не подумали о такой сфере в пермской медицине. Студенты отметили, что у Ларисы Николаевны очень уверенный и в то же время добрый голос.
– Расскажите, как Вы пришли в медицину?– Я родилась в деревне под Соликамском. К медицине моя семья не имела никакого отношения. Когда мой папа воевал на фронте в Великую Отечественную войну, он был дважды ранен, и лежал в госпитале. Тогда он был поражён тем, как работают врачи, и уже с детства внушил мне, что я должна быть только врачом. Врач всегда востребован – и в военное, и в мирное время. И поэтому я решила, что после окончания школы поступлю в медицинский институт и буду работать хирургом. Институт я окончила в 1974 году, затем интернатуру по хирургии, после чего попала по распределению в экспертную комиссию, где проработала три года. Потом решила пойти в областную клиническую больницу. Мне очень повезло, сам Евгений Антонович Вагнер принял меня на должность хирурга отделения неотложной хирургии областной клинической больницы. Здесь я работала дежурантом, вела палаты, оперировала. Тогда я ещё не собиралась идти в санавиацию. Но однажды мне пришлось заменять заболевшего врача из санавиации, и несколько раз самой вылететь кпациентам. А потом освободилась должность заведующего, и я решила попробовать. Евгений Антонович одобрил моё решение. Он всячески поддерживал меня и помогал всё то время, которое мы вместе с ним проработали. Тогда я думала, что приду в санавиацию ненадолго, но задержалась здесь на 32 года.
– В каком году Вы возглавили отделение?– В 1986 году.
– Как оно тогда называлось?– Тогда это называлось санавиация, а в 1987 году его переименовали в отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи. Отмечу, что первый вылет санавиации состоялся в 1935 году, и долгое время это были единичные вылеты врачей и фельдшеров, эвакуировавших пациентов авиатранспортом. Самостоятельным же отделение стало в 1956 году. Когда я пришла на должность заведующего, в отделении было всего лишь семь врачебных ставок. На оснащении у нас были вертолёт Ми-2 и самолёт Ан-2. В 70% населённых пунктов нашего края были аэропорты: в Ныробе, Кудымкаре, Большой Соснове, Сиве, Соликамске, Лысьве. Там, где их не было, мы вылетали на самолёте. Приходилось обслуживать много вызовов именно самолётами. Арендовали авиатехнику во Втором Пермском авиационном отряде. В закреплённом за нами вертолёте и самолёте были установлены носилки, штативы для капельниц, кислородные баллоны. У нас не было проблем также и с резервным авиатранспортом – в Ныробе базировался Ми-8, в Кудымкаре – Ми-2, где при окружной больнице имелся филиал санавиации с фельдшерским составом, в котором вахтовым методом работали экипажи пилотов.
– Вахтовый метод предполагал постоянное дежурство доктора?– Нет. Если была необходима помощь врача, то в вертолёт садился врач окружной больницы, а если нужен был «узкий» специалист, сосудистый хирург или торакальный хирург, то тогда вылетали мы. По статистике мы делали около двух тысяч вылетов в год и 70% из них составляли фельдшерские вызовы. Мы вывозили пациентов из фельдшерских пунктов, из участковых больниц и доставляли ихили в центральные районные больницы, или оттуда в областную клиническую больницу, или в городские больницы. Такая загруженность авиатранспорта объяснялась отсутствием дорог во многих населённых пунктах области. После строительства дорог, этот раздел работы стал неактуальным. В нетяжёлых случаях районные больницы стали справляться самостоятельно. К слову, уже тогда, когда я готовилась стать заведующей, у меня появилась идея организовать консультационную помощь и систематизировать это направление работы. Сейчас эвакуация вертолётом у нас составляет двести человек в год, но это уже совершенно другой авиатранспорт – это большой вертолёт, полностью оснащённый реанимационным оборудованием, а наша бригада состоит из опытного реаниматолога и высококлассных фельдшеров.
– А сколько сейчас докторов?– Около тридцати врачей оказывают все виды консультативной помощи докторам районных больниц (по ведению, обследованию, диагностике больных). Принцип работы таков, что врач районной больницы звонит в санавиацию, где фельдшер-диспетчер находит для него врача-консультанта, который принимает решение – вывезти больного на следующий этап лечения (если есть показания), выехать в район самому (если пациент не транспортабельный) или же берёт пациента на мониторинг и обследует его в течение всего периода болезни.
– Как долго Вы проработали в должности?– 32 года. В 2019 года я ушла с должности в связи с большой нагрузкой.
– А семья у Вас врачебная?– В моей родне 12 врачей по 8 специальностям: муж, дети, внуки, младшая сестра.
– Вы стали родоначальником врачебной династии?– Можно так считать.
– Сейчас какова структура вызовов?– У нас более пяти тысяч обращений, четыре из которых – консультации по телефону, а более тысячи – это выезды врачей. Организована специализированная помощь. В нашем штате есть сосудистый хирург, торакальный хирург, травматолог, окулист, которые вылетают или выезжают к пациентам или пострадавшим. Это и врачи из других лечебных учреждений (лор, челюстно-лицевой хирург, акушер-гинеколог). В нашем отделении круглосуточно работают врачи-анестезиологи.
– Наверняка, в Вашей трудовой деятельности было немало запоминающихся случаев?– Конечно. Сергей Германович Суханов – один из первых сосудистых хирургов нашего отделения. Как-то разнам нужно было срочно лететь в Александровск на оказание экстренной помощи пострадавшему. Но лётное время закончилось, и нам пришлось просить зажечь на вертолётной площадке костры, чтобы наши пилоты смогли сесть. К счастью, всё прошло благополучно. Сергей Германович спас руку пострадавшего. Но были и трагические случаи. В 1997 году под Очёром случилась авиакатастрофа, в которой погибли два наших сотрудника и три человека экипажа. Среди больших достижений нашей санавиации я бы назвала то, что наш пилот – Симанов Николай Иванович был удостоен звания «Отличник здравоохранения». Вообще, наши пилоты – это настоящие асы. Однажды во время полёта у нас отказала система. Мы связались с наземной службой, и к счастью, всё обошлось. Ещё у нас горел вертолёт, и наша фельдшер получила травму, когда вертолёт падал. Нам пришлось отправлять второй вертолёт, чтобы забрать наш экипаж и нашего фельдшера.
– Чувствуется, что Вы очень любите свою работу.– Да. У нас было очень весело.
Беседовала Наталья Ханова
Фото предоставлено из архива ПККБ