СТРЕМЛЕНИЕ К НЕБУ
Лариса Ворожцова
Заведующая отделением экстренной и планово-консультативной помощи Пермской краевой клинической больницы с 1986 по 2019 гг.

«Я пришла в санавиацию ненадолго, а осталась навсегда»
Санавиация неотъемлемо связана с работой экипажей вертолетов и самолетов, которые осуществляют вылеты из пунктов базирования и вместе с медперсоналом перевозят тяжелобольных, спасают пострадавших а несчастных случаях. Поэтому в череде героев проекта, посвященного 100-летию гражданской авиации, не могли ни оказаться медики, которые работают в санавиации.

Лариса Николаевна Ворожцова заведовала отделением экстренной и планово-консультативной помощи Пермской краевой клинической больницы с 1986 по 2019 гг. Сейчас Лариса Николаевна уже на заслуженном отдыхе, проживает за городом. Интервью с ней состоялось по телефону, и что, важно на нем присутствовало 30 студентов-медиков 5-го курса Пермского государственного медицинского университета им. ак. Е.А. Вагнера. После разговора с ветераном санавиации двое молодых людей заявили, что хотят работать в санавиации и что без этого интервью они никогда бы и не подумали о такой сфере в пермской медицине. Студенты отметили, что у Ларисы Николаевны очень уверенный и в то же время добрый голос.


– Расскажите, как Вы пришли в медицину?
– Я родилась в деревне под Соликамском. К медицине моя семья не имела никакого отношения. Когда мой папа воевал на фронте в Великую Отечественную войну, он был дважды ранен, и лежал в госпитале. Тогда он был поражён тем, как работают врачи, и уже с детства внушил мне, что я должна быть только врачом. Врач всегда востребован – и в военное, и в мирное время. И поэтому я решила, что после окончания школы поступлю в медицинский институт и буду работать хирургом. Институт я окончила в 1974 году, затем интернатуру по хирургии, после чего попала по распределению в экспертную комиссию, где проработала три года. Потом решила пойти в областную клиническую больницу. Мне очень повезло, сам Евгений Антонович Вагнер принял меня на должность хирурга отделения неотложной хирургии областной клинической больницы. Здесь я работала дежурантом, вела палаты, оперировала. Тогда я ещё не собиралась идти в санавиацию. Но однажды мне пришлось заменять заболевшего врача из санавиации, и несколько раз самой вылететь кпациентам. А потом освободилась должность заведующего, и я решила попробовать. Евгений Антонович одобрил моё решение. Он всячески поддерживал меня и помогал всё то время, которое мы вместе с ним проработали. Тогда я думала, что приду в санавиацию ненадолго, но задержалась здесь на 32 года.

– В каком году Вы возглавили отделение?
– В 1986 году.

– Как оно тогда называлось?
Тогда это называлось санавиация, а в 1987 году его переименовали в отделение экстренной и плановой консультативной медицинской помощи. Отмечу, что первый вылет санавиации состоялся в 1935 году, и долгое время это были единичные вылеты врачей и фельдшеров, эвакуировавших пациентов авиатранспортом. Самостоятельным же отделение стало в 1956 году. Когда я пришла на должность заведующего, в отделении было всего лишь семь врачебных ставок. На оснащении у нас были вертолёт Ми-2 и самолёт Ан-2. В 70% населённых пунктов нашего края были аэропорты: в Ныробе, Кудымкаре, Большой Соснове, Сиве, Соликамске, Лысьве. Там, где их не было, мы вылетали на самолёте. Приходилось обслуживать много вызовов именно самолётами. Арендовали авиатехнику во Втором Пермском авиационном отряде. В закреплённом за нами вертолёте и самолёте были установлены носилки, штативы для капельниц, кислородные баллоны. У нас не было проблем также и с резервным авиатранспортом – в Ныробе базировался Ми-8, в Кудымкаре – Ми-2, где при окружной больнице имелся филиал санавиации с фельдшерским составом, в котором вахтовым методом работали экипажи пилотов.

– Вахтовый метод предполагал постоянное дежурство доктора?
– Нет. Если была необходима помощь врача, то в вертолёт садился врач окружной больницы, а если нужен был «узкий» специалист, сосудистый хирург или торакальный хирург, то тогда вылетали мы. По статистике мы делали около двух тысяч вылетов в год и 70% из них составляли фельдшерские вызовы. Мы вывозили пациентов из фельдшерских пунктов, из участковых больниц и доставляли ихили в центральные районные больницы, или оттуда в областную клиническую больницу, или в городские больницы. Такая загруженность авиатранспорта объяснялась отсутствием дорог во многих населённых пунктах области. После строительства дорог, этот раздел работы стал неактуальным. В нетяжёлых случаях районные больницы стали справляться самостоятельно. К слову, уже тогда, когда я готовилась стать заведующей, у меня появилась идея организовать консультационную помощь и систематизировать это направление работы. Сейчас эвакуация вертолётом у нас составляет двести человек в год, но это уже совершенно другой авиатранспорт – это большой вертолёт, полностью оснащённый реанимационным оборудованием, а наша бригада состоит из опытного реаниматолога и высококлассных фельдшеров.

– А сколько сейчас докторов?
– Около тридцати врачей оказывают все виды консультативной помощи докторам районных больниц (по ведению, обследованию, диагностике больных). Принцип работы таков, что врач районной больницы звонит в санавиацию, где фельдшер-диспетчер находит для него врача-консультанта, который принимает решение – вывезти больного на следующий этап лечения (если есть показания), выехать в район самому (если пациент не транспортабельный) или же берёт пациента на мониторинг и обследует его в течение всего периода болезни.

– Как долго Вы проработали в должности?
32 года. В 2019 года я ушла с должности в связи с большой нагрузкой.

– А семья у Вас врачебная?
– В моей родне 12 врачей по 8 специальностям: муж, дети, внуки, младшая сестра.

– Вы стали родоначальником врачебной династии?
– Можно так считать.

– Сейчас какова структура вызовов?
– У нас более пяти тысяч обращений, четыре из которых – консультации по телефону, а более тысячи – это выезды врачей. Организована специализированная помощь. В нашем штате есть сосудистый хирург, торакальный хирург, травматолог, окулист, которые вылетают или выезжают к пациентам или пострадавшим. Это и врачи из других лечебных учреждений (лор, челюстно-лицевой хирург, акушер-гинеколог). В нашем отделении круглосуточно работают врачи-анестезиологи.

– Наверняка, в Вашей трудовой деятельности было немало запоминающихся случаев?
– Конечно. Сергей Германович Суханов – один из первых сосудистых хирургов нашего отделения. Как-то разнам нужно было срочно лететь в Александровск на оказание экстренной помощи пострадавшему. Но лётное время закончилось, и нам пришлось просить зажечь на вертолётной площадке костры, чтобы наши пилоты смогли сесть. К счастью, всё прошло благополучно. Сергей Германович спас руку пострадавшего. Но были и трагические случаи. В 1997 году под Очёром случилась авиакатастрофа, в которой погибли два наших сотрудника и три человека экипажа. Среди больших достижений нашей санавиации я бы назвала то, что наш пилот – Симанов Николай Иванович был удостоен звания «Отличник здравоохранения». Вообще, наши пилоты – это настоящие асы. Однажды во время полёта у нас отказала система. Мы связались с наземной службой, и к счастью, всё обошлось. Ещё у нас горел вертолёт, и наша фельдшер получила травму, когда вертолёт падал. Нам пришлось отправлять второй вертолёт, чтобы забрать наш экипаж и нашего фельдшера.

– Чувствуется, что Вы очень любите свою работу.
– Да. У нас было очень весело.

Беседовала Наталья Ханова

Фото предоставлено из архива ПККБ

Читайте также...
ДОСААФ
Александр Покрышкин
«Ахтунг, Покрышкин!»
История авиации
Аркадий Швецов
Время, перед!
История авиации
Общество друзей воздушного флота
Окрыленное поколение
Медицина в авиации
Сергей Бондарь
Стремление к небу